Роль общественно полезной деятельности в социальном воспитании подростков

Главной отличительной особенностью идеала нового человека была его способность не только к политической борьбе, но и к реальной созида­тельной общественно­политической и хозяйственной деятельности.

По глубокому убеждению Н.К. Крупской, людей, «подготовленных в теории и на практике ко всякому роду труда как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь», невозможно было воспитать без их активного участия в этой жизни, ­ позиция, которая ни в коей мере не расходилась с ведущими положениями мировой и отечественной классиче­ской педагогики о роли активности ребенка как условия и фактора его полноценного развития.

Исходя из этого, новая советская школа задумывалась как важнейший государственный институт общественного воспитания, удовлетво­ряющий актуальные потребности государства в кадрах общественного производства. Поэтому она создавалась как единая трудовая. Трудовое на­чало должно было пронизывать всю школьную жизнь.

В статье 12 «Поло­жения о Единой трудовой школе РСФСР» (1919) записано, что «Основой школьной жизни должен быть труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как про­изводительный труд. Он должен быть тесно, органически связан с обуче­нием, освещающим светом знаний всю окружающую жизнь».

Именно в этом направлении изменялось содержание обучения в советской школе с первых месяцев после Октябрьской революции. На необходимость участия школы в окружающей жизни и производительной деятельности в целях подготовки к «полезной производительной и общественно­-политической деятельности», на особую роль коллективного труда в шко­ле и вне ее указывалось в «Уставе Единой трудовой школы» (1923).

Качественно новый тип человека ­ убежденный борец за строитель­ство социализма­ мог сформироваться только в результате органического сочетания обучения с общественно значимой деятельностью.

Участие в строительстве социализма вместе со всеми трудящимися должно было дать подрастающему поколению возможность понять, «во-первых, в чем сущность того процесса борьбы, которым захвачено человечество, во­-вторых, какое место в этой борьбе занимает угнетенный класс, в­-третьих, какое место каждый подросток должен занять в этой борьбе и, в­-четвертых, уметь на своем месте вести эту борьбу и на расчищенном борь­бой месте воздвигать новое здание».

Значение, которое придавали советские педагоги включению уча­щихся в разные виды общественно полезной деятельности, вытекало, в тоже время, из признания большого влияния окружающей ребенка среды на формирование личности. С.Т. Шацкий утверждал, что именно в массах вы­зревают новые формы жизни, которые, бесспорно, являются педагогиче­скими факторами воспитания. Учитывая противоречивость этих влияний, школа должна была подходить к выбору того или другого вида деятельно­сти с позиций решения задач политического воспитания.

Интересно
Н.К. Крупская указывала, что совершенно не следует включать детей абсолютно во все кампании, проводимые взрослыми. Дело, как она отмечала, не в количест­ве кампаний, а в том, чтобы пробудить интерес ребят к ним, пробудить их инициативу в подготовке этих кампаний.

Одним из принципов классической педагогики был принцип жиз­ненности школы, ее связи с реальными условиями и требованиями жизни.

В советской педагогике он формулировался как соединение обучения и воспитания с трудом, с практикой социалистического строительства. Его реализация, включение учащихся в общественно полезный труд было сложным делом. В первые годы школа делала в этом плане первые шаги.

Некоторые ученые, пионерские и комсомольские работники справедливо отмечали, что в первые годы политическая работа заключалась, главным образом, в политическом просвещении, участии в митингах и демонстра­циях. Этим воспитывался «агитатор», «пропагандист», который мог увле­ченно говорить, в то время как необходимо было научить подрастающее поколение работать, строить новую жизнь в соответствии с провозгла­шенными лозунгами.

Идея о воспитании политической сознательности и политической ак­тивности посредством участия пионеров и комсомольцев в жизни и труде рабочего класса и крестьянства, в работе по заданиям Советов и других ор­ганизаций взрослых постепенно находила все более широкое распростра­нение в практике работы. Получали воплощение требования к организации общественно полезной работы, выработанные Н.К. Крупской, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениной.

Правильности организации общественной деятельности придавалось особенное значение в деле воспитания преданности коммунистическим идеалам, любви к Родине и ответственности за нее, честности, принципи­альности, стремления сделать свою работу лучше.

Она заключалась, преж­де всего, в привлечении ребят к выяснению цели деятельности, выбору ее видов и способов, планированию и организации контроля выполнения ра­боты. Все это влияло на развитие способностей видеть и ставить общественно значимые цели, находить в их реализации свое место, чувствовать свою ответственность, предъявлять требования к себе и другим.

Изучение и анализ общественно полезной деятельности пионеров и комсомольцев-школьников убеждает, что среди важнейших условий по­ложительного влияния ее на воспитание были: реальная общественная значимость и ее осознание, использование элементов, создающих положи­тельный эмоциональный настрой (яркие лозунги, плакаты, революционные песни и т.п.) и дающих опыт коллективных эмоционально насыщенных переживаний.

Требуя, чтобы трудовые дела комсомольцев и пионеров имели ре­альную общественную значимость, соответствовали их возрастным осо­бенностям, советские педагоги обращали внимание на необходимость ме­тодически правильной организации участия детей и подростков в этих де­лах.

Методическая инструментовка заключалась в следующем: сами ребята должны были выбирать то или другое дело, составлять план, вести подго­товку к выполнению работы (приобретение необходимых знаний и уме­ний, подготовка оборудования), распределять конкретные задания между группами ребят, выполнять работу, контролировать ее ход.

Аргументиро­валось это не только педагогическими требованиями, но и тем, что отличительной особенностью социалистического хозяйства считали плановость и четкую организацию и, следовательно, каждый член общества должен ак­тивно и осознанно участвовать в нем.

Интересно
Приобретение политических знаний и одновременное участие в об­щественно-политической и трудовой деятельности масс позволяло уча­щимся применять свои знания для анализа действительности и видеть зна­чение теории для переустройства мира на новой научной основе.

Именно в совместной с рабочими и крестьянами работе по строительству социалистического государства ребята должны были убедиться в преимуществах социализма, испытать радость свободного коллективного труда, увидеть реальное стремление трудящихся внести свое творчество, помочь другим ради общего блага, и самим пережить этот подъем, совершить эти акты творчества и взаимопомощи, чтобы стать активными и верными борцами за социализм.

Утверждение коллективизма как важной характеристики полноцен­ного члена общества обусловило важность коллективных форм организа­ции труда, направленность его на общую пользу. В этом случае, как под­черкивала Н.К. Крупская, ребята смотрят на свой труд как на обществен­ную, для других людей, работу, «подходят к этому делу с точки зрения общественных интересов», и при этом у них формируются качества общественников, общественно значимые мотивы деятельно­сти и поведения. О значении возникающих в общественно полезном труде коллективных отношений и коллективной деятельности не раз писали рус­ские педагоги уже в конце XIX ­ в начале XX в.

Совместная с другими деятельность на общую пользу лежит и в ос­нове трактовки самого понятия «коллективизм»: педагоги понимали под ним умение и стремление жить интересами социалистического строитель­ства, умение жить в гармонии с другими, быть связанным с другими «со­чувствием и мыслью социально», умение подходить ко всем вопросам с точки зрения целого, во всем помогать друг другу.

А.В. Луначар­ский так писал об этом: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Новый гражданин должен быть преисполнен пафосом политико­-экономических отношений социалистиче­ского строительства, ими жить, их любить, в них видеть цель и содержание своей жизни».

Иные мысли и иное поведение не допускались и осуждались как буржуазные.

Считалось, что только в коллективной общественно полезной дея­тельности могли получить развитие организаторские способности, которые считались необходимым свойством личности, поставленной социально­-экономическими условиями в позицию организаторов производства и об­щественной жизни в целом.

Общественно­полезная деятельность оказывала сильное влияние на формирование нравственных качеств личности

Особенностью трактовки сущности и задач нравственного воспитания была его яркая политическая окрашенность: оно рассматривалось в неразрывной связи с политическим воспитанием, чему, по всей видимости, положило начало высказывание В.И. Ленина о том, что, с точки зрения коммунистов, нравственным является все то, что служит разрушению старого буржуазного строя.

Это единство нравственного и политического воспитания (а по сути ­ детерми­нированность нравственного политическим!) обусловливалось и тем, что основным отличием коммунистической морали от буржуазной они считали служение идеалам коммунизма.

Это служение должно было выражаться в общественно-­трудовой и общественно-политической деятельности, на­правленной на борьбу со всеми явлениями, носившими печать буржуазно­сти, в борьбе за объединение всех прогрессивных сил вокруг пролетариата на основе взаимных интересов, взаимной помощи и взаимного сотрудничества.

При этом, в большей мере, происходило воспитание преданности идеалам коммунизма, интернационализма, коллективизма, товарищеской солидарности, которые противопоставлялись таким качествам как индиви­дуальность, уникальность, самобытность, которые расценивались как ин­дивидуализм, эгоизм, человеческая разобщенность и связывались с ценно­стями буржуазного общества, отринутыми пролетариатом.

В начале 30-­х гг. исследователи насчитывали около 200 видов работ, в которых принимали участие ребята. Среди них были: кампании солидар­ности с международным пролетариатом, работа в ячейках МОПРа (Меж­дународная Организация Помощи Рабочим), организация денежных сбо­ров для укрепления обороноспособности нашей страны, участие в разви­тии социалистического соревнования и ударничества, участие в перевыбо­рах Советов (организация подвижных агитуголков, распространение по­весток на предвыборные собрания и голосование, дежурства на агитпунк­тах, устройство концертов и т.п.), участие в антирелигиозной пропаганде, празднование революционных праздников, проведение Международного юношеского дня (МЮД) и Международной детской недели (МДН), уча­стие в борьбе за Всеобуч; ребята собирали металлолом, выращивали ово­щи, благоустраивали улицы, участвовали в поиске полезных ископаемых, открывали пионерские ремонтные мастерские и др.

Для того чтобы теоретические знания марксизма превратились в убеждения, недостаточно было связывать теоретический материал с собы­тиями современности в системе политического просвещения. Его изуче­нию обязательно должна была сопутствовать организация соответствую­щей политической деятельности.

Только участвуя в общественно­-политической работе, в борьбе и строительстве нового общества, моло­дежь могла познать марксизм в его практическом воплощении.

Из всех видов деятельности наибольшую роль в политическом вос­питании играла общественно-­политическая деятельность. Именно в ней в большей степени развивалось умение отстоять свою точку зрения и убе­дить в ее преимуществах других людей, одновременно углублялись и ук­реплялись собственные политические убеждения подростков и юношей, совершенствовались оценочные суждения.

Интересно
Широкому развертыванию этой работы в школе способствовала дея­тельность в них пионерских форпостов (так назывались объединения в рамках школы пионеров, входящих в разные отряды) й комсомольских ячеек, которые связывали школу с партийными и профсоюзными органи­зациями предприятий, с местными Советами, с различными общественны­ми организациями.

Таким образом, через организацию различных видов деятельности детей создавались наилучшие возможности для получения ими личного опыта взаимодействия с другими людьми, для установления разнообраз­ных связей ответственности и зависимости, ощущения и осознания того, что только участвуя в достижении общих целей можно достичь личные це­ли, сотрудничая с другими узнать себя и свои возможности, усвоить опыт, традиции, культуру данного общества и научиться создавать новое.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)