Игра как способ учета возрастных особенностей воспитанников в их политическом просвещении

Одной из форм политического просвещения и учета политических зна­ний были политические игры, получившие распространение к концу рас­сматриваемого периода, и явившиеся результатом методических поисков педагогов с целью привести методы политического просвещения учащихся в соответствие с их возрастными особенностями.

Как указывалось в мето­дических рекомендациях, игры предусматривали отгадывание задуманного и косвенно описываемого общественного события, отгадывание таким же образом известного общественного деятеля и т.п.

Проводились так же: по­литлотерея, политтир, политсуд, политбой, политвикторина. Все они пре­дусматривали придумывание вопросов одной группой и ответы на них другой, что активизировало не только память, но и логическое мышление, воображение.

Интересно
Широко использовалась игра «политсуд».которая особенно привлекала внимание ребят старшего возраста Сценарии «судов» содержали все атри­буты реального судебного заседания: защитник, свидетели, обвинитель и т.п. Подготовка такой игры позволяла в иной, чем беседа или газетное со­общение, форме познакомиться с историей классовой борьбы.

Подготовка и проведение политсуда требовали глубокого знания пробле­мы, умения не только высказывать, но и отстаивать свое мнение, требовали и умелого руководства со стороны вожатого. Но так как и ребята, и вожатые, как правило, не имели соответствующей подготовки, они чаще увлекались чисто внешней стороной, при чем основная политическая идея, вопреки ожи­даниям организаторов, уходила на второй план, не получала должного обос­нования и оценки. Поэтому ЦК ВЛКСМ не поддержал эту форму, как и по­литтир, «слово на тему», сопровождавшиеся переброской мяча или кольца.

По рекомендациям ЦК ВЛКСМ широко использовался и другой метод: ребятам предлагались карточки с вопросами о событиях политической и хо­зяйственной жизни, ответ одного человека мог дополняться или уточняться другими, что, как считали организаторы, по сравнению с упомянутыми выше играми, позволяло расширить и углубить имеющиеся знания, проверить их осознанность, обеспечить взаимопомощь, взаимодействие ребят, их коллек­тивную деятельность.

В политическом просвещении комсомольцев и пионеров в 1921-­1931 го­дах его организаторы отмечали недостатки, которые затрудняли работу и снижали ее результативность: при выборе форм и методов не всегда учиты­вались возрастные особенности и интересы школьников, преобладание поли­тических бесед и докладов в ущерб другим методам, сухое изложение мате­риала снижали интерес к вопросам политической жизни, а нередко и к пио­нерской организации.

В качестве другого недостатка называли, напротив, ос­лабление политической направленности, в результате чего пионерские сборы превращались в место для игр, песен, развлекательных мероприятий, а это мало соответствовало целям организации.

Следует отметить и то, что в организации политического просвещения использовались те формы и методы, которые сложились в системе работы Коммунистической партии. Содержание их на первом этапе определялось программами кружков партийного просвещения или курсов политграмоты для взрослых.

В результате этого, как уже говорилось, не учитывались спе­цифические особенности комсомольцев ­школьников и пионеров, их личный жизненный опыт, уровень их знаний, что, в свою очередь, снижало эффек­тивность данной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)