Роль детской и юношеской печати в социальном воспитании подростков

Значительная роль в общественно-­политическом воспитании принад­лежала работе с детской и юношеской коммунистической печатью. Этому способствовала ее политическая направленность: «Молодая гвардия» (с 1922 г.), «Смена» (с 1924 г.), «Барабан» (с 1923 г.), «Пионер» (с 1924 г.), «Комсомольская правда» (с 1925 г.), «Пионерская правда» (с 1925 г.), «Вожатый» (с 1924 г.). Их содержание не только несло в себе политиче­скую информацию, вносило огромный вклад в политическое просвещение ребят, но и в значительной степени восполняло недостаток специальной детской литературы, расширяя их общий кругозор.

Ярким примером являлась газета дальневосточных пионеров «Знамя пионера» (первый номер ее вышел в ноябре 1924). Передовые статьи ее, как, впрочем, и других газет, посвящались, важнейшим текущим общественным событиям и, разъясняя их, показывали, что может и должна делать пионер­ская организация в связи с ними.

Большое место в газете отводилось расска­зам об известных революционерах, деятелях Коммунистической партии и Советского государства, организаторах международного рабочего движе­ния.

Таким образом молодежи передавались ценности революционного движения, традиции борьбы партии, пролетариата за социалистические идеалы, которые должны были стать ценностями, традициями и идеалами будущего общества.

Интересно
Раздел «Красная хрестоматия» содержал материалы об истории, богатствах недр дальневосточной земли, об изменениях в культур­ной и экономической жизни края. В этом видели осуществление связи с практикой коммунистического строительства. Печатались здесь и художе­ственные произведения герои ко­революционного содержания. Газеты проводили викторины на различные темы, в том числе и политические.

В газете рассказывалось о работе пионерских отрядов, форпостов, ком­сомольских ячеек. Каждый ее номер содержал рубрику «В помощь вожато­му», где печатались инструктивно методические материалы. В разделе «Наша житуха» печатались сообщения пионерских корреспондентов (пико­ров) о жизни и работе пионерских отрядов в различных уголках края.

Руб­рика «Молодое творчество» регулярно публиковала стихи, рассказы, напи­санные ребятами, сценки школьной жизни, деятельности пионерских отря­дов. Характерным содержанием их было описание дней революции и граж­данской войны, ярких фактов борьбы нового со старым в селе и городе.

В годовом отчете Далькрайоно за 1928/29 учебный год отмечалось, что газета играла значительная роль в детской среде, организуя общественно­-трудовую и общественно-политическую работу детей. В качестве показа­теля приводились цифры о росте тиража: за 1928 г. он вырос с 8000 до 14000 экземпляров.

Газеты организовывали молодежь на выполнение тех задач и конкрет­ных заданий, которые выдвигались ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. При этом значение имело чувство единения с отрядами не только других городов, но и других стран

Так пионеры-дальневосточники приняли обращение ле­нинградских пионеров совместно с германской детской организацией по­строить самолет «Пионерская правда».

Уже в 20-­е гг. складываются различные приемы работы с газетой: от простого чтения и обсуждения ее материалов до систематизации их по оп­ределенным темам самими ребятами, что зависело от регулярности и сте­пени целенаправленности этой работы со стороны руководителей.

В неко­торых отрядах ребята под руководством вожатых-комсомольцев, руково­дителей политкружков составляли словари политических терминов, выпи­сывая их на карточки с разъяснением значения. Эти словари они делали и для деревенских изб­читален, и для рабочих уголков на предприятиях.

Педагоги сделали вывод о том, что газета может стать действенным средством формирования идейно­-политических убеждений и обществен­ной активности только при развитии у детей умения и привычки читать га­зеты. А для этого нужна была специальная целенаправленная работа.

На­учными сотрудниками института методов школьной работы было прове­дено исследование, целью которого было выяснение условий, при которых чтение газет имело бы наибольшую значимость.

Исследователи отметили, что расширение кругозора, повышение интереса к текущей жизни страны, формирование желания участвовать в ней, выработка определенной поли­тической направленности личности под воздействием чтения периодиче­ской политической печати возможны при следующих условиях: система­тичность работы с газетой, методически правильная организация ее (озна­комление с конструкцией газеты, особенностями отдельных разделов, обсуждение, составление плана рассматриваемых статей).

Проведенное в процессе исследования анкетирование показало, что ребята, систематиче­ски читающие газеты, имеют более широкий кругозор, они давали более правильные и объективные оценки текущих событий. Часто в результате обсуждения материалов, опубликованных в газете они проявляли инициа­тиву в общественной работе. Проведенная исследователями экспериментальная работа побудила многих ребят, участвовавших в ней, посещать по­литкружки.

При организации работы с газетой преследовалась задача не только научить и приучить к чтению ее, но и научить откликаться на различные общественные явления, писать о них в газету, проявляя свою обществен­ную позицию, озабоченность общественными процессами и событиями, принимая на себя ответственность за них. В первую очередь это относи­лось к стенным газетам, выпускаемым пионерскими отрядами и комсо­мольскими ячейками в школах.

По инициативе редакций молодежных из­даний и под их руководством создавались кружки «пикоров» и «юнкоров»

В детские и молодежные газеты пионеры и комсомольцы обращались за помощью, за советом, рассказывали о работе в отрядах и ячейках. Их ма­териалы ­ свидетельство действительно растущего уровня общественно­-политического сознания и активности подростков.

Вот, например, письмо пионера Ш. Малмыжева со ст. Вяземская (Хабаровский край), опублико­ванное в «Знамени пионера»: «В десяти верстах от станции Вяземская есть деревушка дворов на 50. Заехала к нам однажды в поселок крестьянка из этой деревни, услышала, что мой брат в клуб собирается, и начала гово­рить, что у них нет ни клуба, ни школы, и ребята, говорит, хотят учиться, и старики, да вот учителя нет. Сама бы, говорит, учиться пошла. У ОНО (уездный отдел народного образования ­ КС.), вспомни лозунг «К 10-й годовщине Октября не должно быть неграмотных!» А тут хотят учиться, и им нельзя, так как нет учителя».

Интересно
Под воздействием четкой политической направленности всей воспита­тельной работы, под влиянием окружающей революционной среды изме­няются и литературные интересы ребят.

Если в начале 20-­х гг. отмечалось, что новая советская книга не сразу завоевывает себе читателей, то к началу 30-­х гг. читательские конференции показали, что ребята интересуются книгами по истории и проблемам современности, о революции и гражданской войне, о революционном движении на Западе, о биографиях вождей революции.

Читателями была горячо принята повесть «Красные дьяволя­та» о боевых делах и приключениях тройки юных героев гражданской войны, написанная в 1921 г. П. Бляхиным. Особое значение имели произ­ведения А. Гайдара в воспитании у детей чувства чести и достоинства, верности товарищам, верности социалистической Родине, стойкости. Это «На графских развалинах» (1929), «Школа» (1930), «Военная тайна» (1933).

Вместе с тем осуществлялась политическая цензура детской литерату­ры. С книжных полок изымались книги, не отвечающие коммунистической идеологии, посвященные событиям, не несущим в себе четкой политиче­ской направленности, уводящие от классовых проблем, от проблем социа­листического строительства.

К таким книгам были отнесены многие произведения К. Чуковского (например, стихотворение «Чудо­дерево», по мнению партийных критиков, формировало неправильные представления о том, как появляются вещи и продукты), «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, произведения А. Дюма, Ф. Купера.

Учитывая, в частности, интерес детей к приключенческой литературе, Н.К. Крупская предлагала переделывать старые книги, что, по ее утвер­ждению, делалось искони, выбрасывая из них все то, что проникнуто буржуазной психологией и идеологией. Так она предлагала, переделать «Зве­робоя» Ф. Купера, «Робинзона Крузо» Д. Дефо и целый ряд других.

В эти годы были созданы и первые киноленты для подростков, расска­зывающие о недавних политических событиях: «Красные дьяволята» (по этой повести П. Бляхина в 60-­е гг. были сняты кинофильмы «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых»), «Стачка». В 1924 г. вы­шел первый детский фильм, посвященный ленинской теме, ­ «Как Пе­тюнька ездил к Ильичу». В этом же году был снят и вышел на экраны по­ этический киноочерк Д. Вертова «Пионерская киноправда».

П. Бляхин вспоминал, что после выхода фильма «Красные дьяволята» ребята отозва­лись сотнями писем на имя С.М. Буденного с просьбами принять их доб­ровольцами в Первую конную армию, как «красных дьяволят». Это свиде­тельствовало о силе воздействия киноискусства на сознание ребят и появ­лении у них, в результате этого воздействия, стремления подражать полюбившимся героям. Так вошли в сознание ребят, в их игры и жизнь леген­дарный «Чапаев», герои-потемкинцы и другие герои.

Влияние печати, детской литературы, кинофильмов основывалось на яркости, образности их языка. В результате такого изложения явлений жизни происходило воздействие не только на сознание, но и на чувства, что было важнейшим педагогическим условием воспитания убеждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)