Методы политического просвещения

Особенностью социально­-политического воспитания в рассматривае­мый период было предпочтение его массовых форм. В практику работы комсомольской и пионерской организаций вошли различные фронтальные методы текущей политической информации.

Наиболее широкое примене­ние нашли доклады и беседы. Ни один пионерский сбор, или комсомоль­ское собрание не проходили без беседы или доклада о политических собы­тиях в стране и за рубежом.

Темы их диктовались общественно­-политическими событиями: о борьбе рабочих и роли партии в этой борьбе (к годовщине Февральской революции, к годовщине Октября), о положе­нии женщин-­работниц до и после Октября 1917 г. (к 8 Марта), о Париж­ской коммуне, о 1 Мая и др.

Интересно
Педагогическое значение бесед заключалось, прежде всего, в том, что в ходе их ребята могли не только получить ответы на свои вопросы, но и научиться задавать их. Поэтому, чтобы принять участие в беседе, нужно было вглядываться в окружающую действительность, вдумываться в суть и значение происходящих событий.

Тем самым развивалось осознанное отношение к явлениям жизни, столь необходимое для жизнедеятельности в обществе. Умение выделять отдельные факты общественно-политической жизни, давать им классовую оценку способствовало разви­тию классового чутья и классового сознания.

Главное политико­-воспитательное достоинство бесед видели в том, что полученное партий­ное разъяснение противоречивых явлений действительности, полученную информацию, дети и подростки несли в семьи, в массы ребят, не охвачен­ных детским и юношеским движением, а нередко и школой.

Выполняя, по сути, роли носителей нового знания и его источников для большого числа и взрослых, и детей, подростки становились, фактически, полноправными членами общества и участниками политической жизни уже в данный мо­мент собственной жизни.

Многие молодые люди, как и массы взрослого населения, в середине 20-­х гг. не верили в возможность скорой победы социализма. Это чрезвы­чайно беспокоило партийные органы, так как подобные настроения рас­пространялись на детей и таили в себе опасность разочарования как в са­мой идее социализма, так и в деятельности руководителей партии и госу­дарства.

В результате реальной становилась возможность сокращения числа сторонников социалистических идей и активных строителей социа­листического общества.

В связи с этим в воспитании огромное значение придавалось созданию эмоционального фона, способного оживить и ук­репить интерес детей к процессу социалистического строительства, воз­будить энтузиазм, подняв у них эмоциональный настрой. Необходимость этого осознавалась и учителями школ, непосредственно работавшими с детьми и ежедневно наблюдавшими их.

Чтобы у ребят появилось желание быстро включиться в строительство нового строя, необходимо было сформировать сознание его реальности, а для этого, как указывалось, при раскрытии понятия «коммунизм» нельзя было довольствоваться абстрактными фразами, их нужно было наполнять конкретным ярким содержанием. Пропаганда пятилетки и показ будуще­го должны были осуществляться в ярких и прекрасных формах.

Именно яркие примеры должны были сформировать сознание реальности нового строя и желание отдать все силы для его приближения

В то же время к наиболее типичными недостаткам при проведении бе­сед, лекций, докладов на политические темы относили: сухость изложе­ния материала, недостаточный учет возрастных особенностей слушате­лей, их личного жизненного опыта, слабое привлечение к активному об­суждению, перегруженность планов пионерских отрядов и комсомоль­ских ячеек политбеседами в ущерб другим средствам, в результате чего ослаблялся интерес к ним и снижалась их педагогическая эффективность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)