Законодательство РФ

Основным законодательным актом в Российской Федерации, имеющим высшую  юридическую силу, является Конституция Российской Федерации. Она, в частности, устанавливает:

1) все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19);

2) имеют право на свободное использование своих  способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности  (часть 1 статьи 34);

3) вправе иметь имущество в собственности и не могут быть  принудительно лишены своего имущества иначе как по решению суда и без выплаты предварительного и  равноценного возмещения (части 2 и 3 статьи 35);

4) имеют право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

На основании Конституции Российской Федерации и в развитие ее положений приняты кодексы и иные законодательные акты Российской Федерации общего характера, имеющие, как  правило, свой собственный предмет регулирования – гражданские, административные, финансовые и иные отношения. К ним, в частности, относятся:

1) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ);

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ);

3) Градостроительный кодекс Российской Федерации  (ГрК РФ);

4) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

5) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ);

6) Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ);

7) Кодекс административного судопроизводства РФ;

8) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

9) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и др.

Ведущее положение среди них в регулировании отношений по непосредственному вложению инвестиций занимает Гражданский кодекс Российской Федерации.

Именно он и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регламентирующие гражданские  отношения (гражданское законодательство Российской Федерации), определяют правовое положение  участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и  других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулируют отношения, связанные с участием в  корпоративных организациях или управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве,  автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Регламентируют они и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (пункт 1  статьи 2 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13П по делу о проверке конституционности  отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской  Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы, Кодекс Российской  Федерации, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами  с точки зрения определенной непосредственно Конституцией Российской Федерации иерархии  нормативных актов.

В отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы  применяется правило “lex posterior derogat priori” (“последующий закон отменяет предыдущие”),  означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых  законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. Вместе  с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

В то же время федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения  государственной защиты прав и свобод человека и гражданина вправе установить приоритет кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регулировании определенной группы  отношений.

Однако такой перед другими обычными федеральными законами не является  безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Правильный же выбор различных федеральных законов на основе установления и  исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в  конкретном деле, относятся к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Среди других законодательных актов Российской Федерации следует также выделить:

1) Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации  страхового дела в Российской Федерации”;

2) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”;

3) Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ);

4) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”;

5) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним”;

6) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об  обществах с ограниченной ответственностью”;

7) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных  фондах”;

8) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;

9) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”;

10) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”;

11) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”;

12) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”;

13) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”;

14) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля”;

15) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных  видов деятельности”;

16) Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ “О хозяйственных партнерствах” и др.

Помимо вышеуказанных актов общего характера, действуют также специальные  федеральные законы , непосредственно регулирующие инвестиционные отношения, в  том числе с участием иностранных лиц. Приведем их в хронологическом порядке:

1) Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 “Об инвестиционной деятельности  в РСФСР”, регулирующий отношения по вложению инвестиций в объекты, не относящиеся к  основному капиталу (основным средствам). Он признан утратившим силу, но только в  части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ “Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”;

2) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе  продукции”. Он был принят в развитие законодательства Российской Федерации в  области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений,  возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу  минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном  шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях  соглашений о разделе продукции;

3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ “О финансовой  аренде (лизинге)”, который определяет порядок вложения инвестиций в средства производства  на основе финансовой аренды (лизинга), а также устанавливает меры защиты прав участников  инвестиционного процесса. Сферой действия такого федерального закона выступает лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных  объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам;

4) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ “Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”. Он  определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной  защиты прав, интересов и имущества субъектов такой инвестиционной деятельности независимо от форм  собственности.

В то же время Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые  организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и  банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании;

5) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”. Он предусматривает:

– условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам,  не являющимся профессиональными участниками;

– дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

– дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

– дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Вместе с тем такой Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, с обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а  также с обращением облигаций Банка России, государственных ценных бумаг Российской Федерации,  государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований;

6) Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области”. Предметом его регулирования выступают отношения,  возникающие при создании, функционировании и прекращении существования ОЭЗ в Магаданской  области с учетом ее специфического географического положения и значения для геополитических  интересов Российской Федерации;

7) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”. Он определяет основные гарантии прав иностранных  инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской  деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Однако такой Федеральный закон  не распространяется на отношения, связанные:

с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а  также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской  Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании;

с вложениями иностранного капитала в некоммерческие  организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной,  благотворительной, научной или религиозной, что регулируется законодательством Российской  Федерации о некоммерческих организациях;

с осуществлением промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности резидентами ОЭЗ в части гарантии перехода прав и обязанностей иностранного  инвестора другому лицу (статья 7) и льгот по уплате таможенных пошлин (статья 16);

8) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об  инвестиционных фондах”. Он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и  иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в  целях их объединения и последующего инвестирования в ценные бумаги и иные объекты, в частности, иностранную валюту, недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество, а  также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом,  хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом;

9) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, устанавливающий правовые основы регулирования отношений по формированию  и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Он определяет особенности правового положения, права,  обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования  контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

10) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении  изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

Он регулирует  отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц  для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у  участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства  и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте  недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и  имущества участников долевого строительства.

Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим  у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на  момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном  законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:

на основании договора участия в долевом строительстве;

путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на  строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида –  жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых  помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение данных требований запрещается.

ООО “Антекс” обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о признании незаконным и отмене Постановления Управления государственного  строительного надзора администрации по Волгоградской области от 8 апреля 2010 г. N 67 о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в  сумме 100 тыс. руб.

Решением от 4 мая 2010 г. Арбитражный суд Волгоградской области требования  заявителя оставил без удовлетворения, исходя, в частности, из того, что заявитель  осуществлял привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов без  заключения в установленном порядке договоров участия в долевом строительстве, а именно:  путем реализации векселей с одновременным заключением договоров намерения участия в долевом строительстве,  т.е. в нарушение требований статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ “Об участии в долевом троительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о  внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции и  оставил его решение без изменения в силе.

Действие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ  “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о  внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” не  распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей,  связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том  числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом  строительстве.

Указанные отношения регулируются ГК РФ и законодательством Российской Федерации об  инвестиционной деятельности. 

Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые  заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с  инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у  граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) доме, не допускается;

11) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, который регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением,  исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и  законных интересов сторон концессионного соглашения. В отличие от соглашения о разделе  продукции, заключаемого при осуществлении инвестиционной деятельности в сфере недропользования,  объектом концессионного соглашения обычно является недвижимое имущество, входящее в состав  транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, гидротехнические сооружения и т.д.);

12) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических  зонах в Российской Федерации”. Он определяет порядок создания, функционирования и  прекращения существования промышленно производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ;

13) Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации”. Предметом его регулирования являются отношения,  возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования ОЭЗ в Калининградской области с учетом ее геополитического положения и в целях ускорения ее  социально-экономического развития;

14) Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для  обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Он устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный  инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими  сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Однако такой  федеральный закон не распространяется:

на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном  порядке международными договорами, участницей которых является Российская Федерация (часть 6 статьи  2);

на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и  безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Российская Федерация имеет право прямо или косвенно  распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие  акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после  их совершения (часть 7 статьи 2);

на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в объекты иных гражданских прав (часть 8 статьи 2);

15) Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, который был принят в целях реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра  “Сколково”) и обеспечения жизнедеятельности на его территории;

16) Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ “Об инвестиционном товариществе”. Он регулирует в соответствии с ГК РФ особенности договора простого  товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности, включая правовое положение и ответственность участников договора инвестиционного товарищества, порядок  установления, изменения или прекращения прав и обязанностей участников договора инвестиционного товарищества;

17) Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ “О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации”. Он устанавливает порядок создания,  функционирования и прекращения существования зон территориального развития, а также предусматривает меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической  деятельности в таких зонах;

18) Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ “О развитии Крымского  федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города  федерального значения Севастополя”, устанавливающий особый правовой режим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Он также регулирует отношения, возникающие в  связи с созданием, функционированием и прекращением действия свободной экономической зоны на  данной территории, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения  инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных  инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и  качества жизни граждан;

18) Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О  территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”, который  определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития  в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких  территориях.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований действуют законы субъектов Российской Федерации и решения представительных  органов местного самоуправления о государственной (муниципальной) поддержке инвестиционной  деятельности. Они, как правило, устанавливают:

1) полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере инвестиционной деятельности;

2) формы и методы государственного (муниципального)  регулирования инвестиционной деятельности;

3) порядок условия предоставления государственной (муниципальной) поддержки  инвестиционной деятельности;

4) права и обязанности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с использованием мер государственной (муниципальной) поддержки;

5) дополнительные гарантии осуществления инвестиционной деятельности и др. В качестве примеров следует назвать:

1) Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 1998 г. N  6-ЗАО “Об инвестициях”;

2) Закон Томской области от 18 марта 2003 г. N 29-ОЗ “О  государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области”;

3) Закон Новосибирской области от 14 апреля 2007 г. N 97-ОЗ “О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений на территории Новосибирской области”;

4) Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. N 102-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской  области”;

5) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. N 23-РЗ “О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике”;

6) Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 “О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае”;

7) Закон Алтайского края от 3 апреля 2014 г. N 21-ЗС “Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае”;

8) Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности  на территории г. Новосибирска , утвержденное решением Совета депутатов г. Новосибирска от  28 сентября 2010 г. N 125, и др.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Читинский  областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и  недействующими части норм Закона Читинской области от 24 января 2001 г. N 258-ЗЧО “О  государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области”, сославшись на их  противоречие федеральному законодательству, в частности, полагая, что региональным  законодателем установлено правовое регулирование договорных отношений и созданы условия к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции субъектов предпринимательской деятельности.

В частности,  статья 11 данного Закона с учетом последующих дополнений и изменений гласила, что  инвесторам – организациям или индивидуальным предпринимателям, реализующим на территории области  инвестиционные проекты областного значения, арендующим в этих целях имущество, являющееся государственной собственностью Читинской области, на период срока окупаемости вложенных  инвесторами инвестиций, но не более чем на 5 лет со дня начала финансирования  проектов, устанавливаются льготные ставки арендной платы, составляющие 80% от размера арендной платы,  установленной нормативными правовыми актами Читинской области в части, зачисляемой в областной бюджет.

Решением Читинского областного суда от 13 июля 2007 г. в удовлетворении заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации было отказано.

К  аналогичному выводу пришла и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отметив, что из текста оспариваемой статьи в ее системной взаимосвязи с другими нормами Закона  Читинской области “О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области” усматривалось, что предмет ее правового регулирования составляют  общественные отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в виде льготных ставок арендной платы субъектам инвестиционной деятельности.

Установление законодателем субъекта  Российской Федерации такой льготной ставки не свидетельствует о вторжении субъекта Российской  Федерации в компетенцию Российской Федерации в области гражданского законодательства. Содержащееся в  оспариваемой норме предписание об установлении льготной ставки арендной платы для инвесторов не  устанавливает правил поведения в области договорных и обязательственных отношений, составляющих  предмет гражданского законодательства, и не лишает права инвесторов вступать или воздерживаться  от вступления в такого рода отношения.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты также  региональные законодательные акты о государственно-частном партнерстве,  устанавливающие основы правового регулирования и общие принципы организации отношений,  складывающихся в рамках государственно-частного партнерства.

В указанных актах государственно-частное партнерство обычно рассматривается как организационное взаимодействие  (сотрудничество) между публичным образованием, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой  стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории  субъектов Российской Федерации. Такие акты, как правило, предусматривают:

1) основные понятия, используемые в законе;

2) цели и задачи государственно-частного партнерства;

3) принципы государственно-частного партнерства;

4) стороны государственно-частного партнерства;

5) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений государственно-частного партнерства;

6) формы государственно-частного партнерства;

7) объекты соглашений о государственно-частном партнерстве;

8) условия и порядок участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношениях государственно-частного партнерства;

9) конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве;

10) государственная поддержка развития государственно-частного партнерства;

11) гарантии прав партнеров при заключении и исполнении соглашений о государственно-частном партнерстве и др.

В качестве примеров следует назвать:

1) Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 “Об  участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах”;

2) Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 15-РЗ “Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай”;

3) Закон Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1755-ЗПО “Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области”;

4) Закон Краснодарского края от 9 июня 2010 г. N 1989-КЗ “О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно частного партнерства”;

5) Закон Республики Бурятия от 16 марта 2012 г. N 2625-IV “О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия”;

6) Закон Калужской области от 28 марта 2012 г. N 264-ОЗ “О  разграничении полномочий между органами государственной власти Калужской области в сфере организации  государственно частного партнерства”;

7) Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 г. N 141-V “Об  участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно частного партнерства”;

8) Закон Ульяновской области от 29 декабря 2014 г. N 216-ЗО “О  регулировании отдельных вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства на территории Ульяновской области” и др.

В отдельных муниципальных образованиях приняты муниципальные правовые акты о муниципально-частном партнерстве, например:

1) решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 15 февраля  2007 г. N 577-57 “О Положении о муниципально-частном партнерстве в городском округе “Город  Улан-Удэ”;

2) решение Совета муниципального района “Чернышевский район” Забайкальского края от 3 декабря 2013 г. N 43 “Об утверждении Положения о муниципально-частном  партнерстве в муниципальном районе “Чернышевский район”;

3) Постановление администрации г. Рубцовска Алтайского края от 11 декабря  2014 г. N 5372 “Об утверждении Положения о муниципально частном партнерстве в муниципальном  образовании “Город Рубцовск Алтайского края” и др.

Однако в настоящее время пока отсутствует федеральный закон, наделяющий органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по  регулированию порядка заключения, исполнения, изменения и прекращения подобных договоров, что ставит,  по нашему мнению, под сомнение действительность и возможность применения указанных  выше законов субъектов Российской Федерации к гражданским отношениям в случае, если они  содержат новые нормы гражданского права.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации  сформировалась относительно обособленная и значительная по своему объему совокупность специальных  актов законодательства, регулирующих инвестиционные отношения, – инвестиционное законодательство. Если  сравнить предмет регулирования таких актов, то можно сделать вывод о том, что действующее инвестиционное законодательство Российской Федерации является бессистемным и внутренне не  структурированным.

В частности, во-первых, действуют сразу несколько разных федеральных законов, регулирующих одни и те же инвестиционные отношения. Особенно показателен в данном  случае пример с ОЭЗ. Во вторых, в связи с предоставлением иностранным инвесторам национального режима в Российской Федерации существование специального федерального закона об  иностранных инвестициях одновременно с иными федеральными законами в сфере инвестиционной деятельности,  действующими в отношении национальных инвесторов, представляется нецелесообразным.

В-третьих, в основу многих действующих законодательных актов, предусматривающих различного рода  гарантии инвесторам, положена преимущественно административно-правовая концепция, которая недооценивает ведущую роль гражданского права в регулировании инвестиционных отношений. Как следствие, цели, предмет и сфера регулирования таких актов должны быть пересмотрены, а их  положения наполнены новым содержанием.

Наиболее оптимальным способом совершенствования действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации в современных условиях следует считать  его систематизацию, которая должна предусматривать принятие новых, качественно  обновленных специальных законодательных положений в отдельных сферах инвестиционной  деятельности, требующих установления дополнительных мер стимулирующего и ограничительного характера для инвесторов с использованием частно- и публично-правовых средств.

В первую очередь это касается гарантий осуществления инвестиционной деятельности, участия  публично-правовых образований в инвестиционных отношениях, а также создания и функционирования ОЭЗ.  Такая систематизация позволит:

1) создать стройную систему и должное согласование общеотраслевых и специальных  нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения инвестиционной деятельности;

2) исключить излишнее дублирование в регулировании одних и тех же инвестиционных отношений разными специальными федеральными законами;

3) последовательно обеспечить предоставление национального режима иностранным  инвесторам;

4) освободить инвестиционное законодательство от устаревших и не оправдавших  себя норм;

5) осуществить дальнейшую детальную регламентацию инвестиционных отношений в рамках сложившейся системы действующего законодательства и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)