Требования к компетенциям старшего воспитателя в реализации методического обеспечения деятельности педагогического коллектива
В период кардинальных преобразований в системе дошкольного образования педагоги нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более компетентных коллег, руководителей и специалистов различного профиля системы образования.
Требования к кадровым условиям реализации ООП дошкольного образования содержатся во ФГОС ДО. Определено, что педагогические работники, реализующие ООП дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. ФГОС ДО.
Создание условий для профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения ФГОС предлагают реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:
- Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели: владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях; готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.
- Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.
- Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
- Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».
Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В.В. Давыдов, Э.В. Эльконин, Э.В. Ильенков, Скаткин, В.В. Краевский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.В. Хуторской и др.):
- ключевые компетентности;
- обобщенные предметные умения;
- прикладные предметные умения;
- жизненные навыки.
На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетенций. Они характеризуются:
- позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
- полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);
- переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
- требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
- сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
- реализуются на разных уровнях.
Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышление, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.
С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:
- профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;
- профессиональное развитие конкретного педагога;
- развитие педагогического сообщества.
Современный старший воспитатель должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять ими, превращать в механизм развития дошкольной организации.
Гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом педагогов ДОО; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы педагогов (см. табл. 5).
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников, утвержденные приказом Минсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 и (в ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”», определяют должностные обязанности педагогов, работающих на разных должностях, объем знаний и требования к квалификации.
- Формы и методы проведения занятий применяемые учебные технологии
- Повышение квалификации и аттестации педагогических кадров
- Методическая продукция
- Обобщение и распространение инновационного опыта педагогов
- Деятельность методического кабинета как условие повышения качества дошкольного образования
- Совещательные органы педагогического коллектива в структуре методической службы
- Задачи методической службы по методическому обеспечению профессиональной деятельности педагогов
- Оценка качества методической работы педагогов
- Формы и методы организации методического сопровождения педагогов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу