Требования к компетенциям старшего воспитателя в реализации методического обеспечения деятельности педагогического коллектива

В период кардинальных преобразований в системе дошкольного образования педагоги нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более компетентных коллег, руководителей и специалистов различного профиля системы образования.

Требования к кадровым условиям реализации ООП дошкольного образования содержатся во ФГОС ДО. Определено, что педагогические работники, реализующие ООП дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. ФГОС ДО.

Создание условий для профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения ФГОС предлагают реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

  1. Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели: владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;  готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.
  2. Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.
  3. Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
  4. Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В.В. Давыдов, Э.В. Эльконин, Э.В. Ильенков, Скаткин, В.В. Краевский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.В. Хуторской и др.):

  • ключевые компетентности;
  • обобщенные предметные умения;
  • прикладные предметные умения;
  • жизненные навыки.

На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетенций. Они характеризуются:

  • позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
  • полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);
  • переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
  • требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
  • сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
  • реализуются на разных уровнях.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышление, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

  • профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;
  • профессиональное развитие конкретного педагога;
  • развитие педагогического сообщества.

Современный старший воспитатель должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять ими, превращать в механизм развития дошкольной организации.

Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач.

Гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом педагогов ДОО; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы педагогов (см. табл. 5).

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников, утвержденные приказом Минсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 и (в ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”», определяют должностные обязанности педагогов, работающих на разных должностях, объем знаний и требования к квалификации.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 №678 утверждена «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», четко определен перечень должностей педагогических работников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)