Теория работы в малых группах
Проекты реализуются индивидуально или в проектной группе (команде). Поскольку при изучении дисциплины «Теория и методика профессионального образования» реализуются групповые проекты, рассмотрим процедуры их формирования, а также развития универсальных компетенций в групповой работе.
При реализации проектов образуют команды для их разработки. Для их обозначения используются разные термины: коллективы, команды, малые группы близкие по смыслу. При этом каждый термин имеет свою специфику.
По мнению К.К. Платонова «коллектив – группа людей, объединенная общей деятельность, конечная цель которой совпадает с целью общества». Понимание сущности группы зависит от целей исследователя и от контекста ее рассмотрения в рамках решения задач исследования.
Группы могут быть неорганизованными, внешне организованными, внутренне организованными (коллективы) и группы, с совпадающей внутренней и внешней организацией.
Д. Картрайт и А. Зандер определили специфические характеристики людей, образующих группу – они:
- часто взаимодействуют;
- идентифицируют себя как как члены группы;
- определены другими людьми как члены группы;
- имеют общие нормы при рассмотрении групповых интересов;
- выделяют друг друга;
- ощущают полезность группы;
- преследуют общие цели;
- имеют коллективное восприятие их единства;
- имеют тенденцию действовать унитарным способом к окружающей среде.
Малая группа является проводником влияния общества на индивида. Малая группа включает от 2–3 до 20–30 человек. Малая группа называется коллективом, если обладает общностью социальной цели и высокой сплоченностью в интересах общества.
Для таких малых групп характерны свойства «нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности». При этом работа членов малой группы создает синергетический (нададдитивный) эффект. Коллективом правильнее назвать определенный уровень, достигаемый группой при ее развитии.
В малой группе каждый участник должен принимать активное участие по достижению общей цели. Возможные роли участников группы: руководитель или фасилитатор; регистратор; журналист; аналитик; наблюдатель; слушатель и / или др.
Л.И. Уманский выявил шесть уровней развития малой группы:
- конгомерат;
- номинальная группа;
- ассоциация;
- кооперация;
- автономия;
- автономия;
- коллектив (или корпорация).
На основе этих определений и свойств понятно различие между группой и коллективом, который представляет собой высший уровень развития алой группы. В то же время трактовка этих понятий часто зависит от понимания автора, поэтому порой малой группе приписываются признаки коллектива.
Использование малых групп в учебным целях, по мнению М.А. Чошанова предусматривает:
- «индивидуальное решение задачи каждым участником группы;
- активное участие всех участников в дискуссии при принятии итогового решения;
- обязательное пребывание каждого участника в роли лидера хотя бы один раз;
- активное участие в работе заключительного этапа (представление результатов работы)».
Обязанности в малых группах распределяются между членами группы, в соответствии с компетентностью членов команды и с задачами их развития. Групповое обучение основывается на принципах: социального взаимодействия, позитивной взаимозависимости, личной отчетности, равной доли участия каждого.
- Разработка проекта методического замысла освоения студентами актуальной компетенции
- Отрасль налогового права: понятие, предмет, метод
- Анализ сильных и слабых сторон существующего образовательного процесса
- Обоснование выбора актуальной компетенции
- Свойства и функции проекта
- Основания проектирования и компоненты образовательного процесса
- Педагогическое проектирование
- Характеристики команды
- Трудовые функции и компетенции проектирования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу