Технологическая схема подготовки выборки

Прежде всего необходимо четко определить, какой из принципов подхода к отбору респондентов является более адекватным основной цели исследования — выборочный или аналитический. (Напомним, что аналитический подход чаще целесообразнее применять в собственно социологических исследованиях; выборочный — в опросах общественного мнения).

В тех случаях, когда результаты социологического опроса части определенной категории населения предполагается прямо проецировать на всю исследуемую категорию, необходимо соблюдать следующие требования, предъявляемые к выборочному опросу.

  1. Чтобы сформировать выборку, необходимо располагать сведениями об основных характеристиках генеральной совокупности.
  2. Основными характеристиками считаются те, возможное влияние которых на изучаемое явление обосновывается исследователем.
  3. Сведения о характеристике подразумевают: а) на-звание характеристики (пол, возраст, образование, доход, тип поселения, национальность, владение языком и т.д., и т.п.); б) данные по распределению единиц совокупности по значениям данного признака.
  4. Если исследователь не располагает сведениями об основных, с его точки зрения, характеристиках, он должен учитывать, по крайней мере, наиболее общие (как правило, значимые в большинстве исследований): пол, возраст, уровень образования, регион проживания, тип поселения. Знание этих параметров является минимально необходимой основой расчета и контроля выборки.
  5. Если автор проекта не располагает никакими сведениями, позволяющими описать генеральную совокупность, то о выборке в истинном значении этого слова, говорить не приходится.
  6. Если автор не может определить опрошенную совокупность как выборку, репрезентирующую определяемую часть населения, то, приводя данные результатов своего опроса, он должен предварять полученную информацию описанием этой совокупности по основным параметрам: привести данные полученных распределений по полу, возрасту, образованию, национальности, а также другим социально-демо-графическим характеристикам опрошенной совокупности.
В тех случаях, когда основной целью социологического опроса является анализ предмета — изучение причинно-следственных взаимосвязей, целесообразнее применять аналитический подход к отбору респондентов.

При аналитическом подходе следует учитывать следующие необходимые требования.

  1. Объект исследования репрезентируется направленным отбором соответствующей группы людей — основной группы, а также — контрольной группы.
  2. Группы (основная и контрольная) должны различаться по основному дифференцирующему признаку (гипотетическому фактору). По всем остальным параметрам (возрасту, полу, уровню образования, характеру деятельности и т.д.) группы должны быть максимально идентичны.
  3. Численность групп может ограничиваться небольшим объемом (50-100 человек).
  4. Если гипотетических факторов больше одного, то в рамках обеих групп (основной п контрольной) можно набирать равночисленные подгруппы. Введение каждого нового фактора требует соответствующего увеличения каждой из групп. В образованные подгруппы анализа необходимо включать 50-100 человек. Чем больше по численности будет каждая набранная подгруппа, тем выше вероятность того, что удастся статистически обосновать гипотезы исследования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)