Советский и мировой опыт формирования правосознания подростков и молодежи

Что мы имели и что потеряли в теории и практике воспитания? Прав ли Марсель Пруст, говоря, что настоящий рай – это тот, который мы потеряли? А. А. Каганович считает, что самое главное, что давала советская система воспитания всем без исключения, – это чувство собственной причастности к некоему великому целому – делу и стране. Чувство высокого долга перед собственным призванием. Человек, по большому счёту, просто не может без этого существовать.

Даже психоэмоционально, даже на бытовом уровне крайне важно ощущать себя неотъемлемой частью целого, принадлежность свою к чему к чему-то великому, исполняющему какую-то очень важную функцию и поэтому несущему очень важную ответственность перед этим целом. В этом залог полной жизненной безопасности субъекта, и любой человек инстинктивно это всегда чувствует.

Без этого невозможна никакая самоидентификация. Без этого – полная заброшенность, уязвимость бесчисленными пороками, без этого становишься добычей случая и зла. Как сказал Сократ, «с человеком, исполняющим свой долг, никогда – ни по жизни, ни по смерти – не может случиться зла!». Право, долг и мораль всегда очень тесно взаимосвязаны!

Интересно
Вот это всегда очень трудно, но и весьма важно в первую очередь донести до подростка и сделать это понимание центральным в его мироощущении. Эти категории взаимоопределил и размежевал ещё Иоганн Готлиб Фихте: право запрещает или разрешает; мораль предписывает, повелевает. Долг – понятие не права, а морали. И поэтому его неисполнение не карается законом (если это не служебный долг), но оно ложится тяжким бременем на душу и в будущем может быть чревато уже и нарушением права (что наказуемо законом).

Нравственный человек сам наказывает себя за неисполнение долга – перед родными, перед Родиной и т. д. Стыд – самое важное в жизни человека моральное переживание. По большому счёту, кому, за что и насколько именно стыдно – ровно в той степени он и есть человек. Однако как это сделать точкой жизненного отсчёта в душе подростка? Что в большей мере – родители, школа, воспитатели, жизненный опыт – могут привести к её укоренению в сердце растущего, взрослеющего человека? Ясно только то, что во всех измерениях его бытия присутствует общество, на него он должен всегда оглядываться, с его нормами соизмерять свои поступки.

Поэтому здесь прежде всего молодой человек и должен искать способы своей собственной идентификации. В своей работе «Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем» (2008) А. А. Каганович подчёркивает, как на самом деле важно единение, самоидентификация детей и подростков «с широкими социальными детскими и юношескими общностями».

Лишившись этого, мы понесли первую и самую ощутимую потерю. «При всех своих «заморочках» пионерия и комсомол позволяли школьникам воспринимать себя как человека, принадлежащего к широкому социальному целому с соответствующим набором ярких символов, социальной, государственной значимостью. Причём там, где воспитатели оказывались педагогически более адекватны этим символам и имиджам (например, воспитатели всесоюзных пионерских лагерей «Артек» и «Орлёнок». – З. Б.), там более сильным оказывалось и влияние этих воспитателей на развитие растущего человека.

Не отсюда ли ностальгия у некоторых теперешних сорокалетних взрослых (людей) по пионерско-комсомольским мероприятиям? Вторая потеря. Октябрятство, пионерия и особенно комсомол являлись относительно удачной и символической лесенкой взросления, необходимыми элементами для оформления того или иного этапа взрослости.

В современной ситуации таких общих форм нет, и их замены, удачные или неудачные, встречаются далеко не всюду и не всегда. В известной многоуровневой модели социализации подростков и юношей А. В. Мудрика слой обособления в своём возрасте-поколении в современных условиях проблематичен, будучи не подкреплённым общепризнанными символами».

Вера детей и подростков в некие справедливые правила, в мудрые школьные законы сейчас стала «ещё дальше от реальных механизмов воспитания, чем прежде. В советские годы они в большей или меньшей мере соответствовали жизненному опыту детей. И недоверие к конкретным педагогам и их действиям в какой-то мере компенсировалось доверием школьников к житейской информации, опыту жизненных отношений.

В настоящее время этот феномен компенсации ослаблен и известный механизм когнитивного диссонанса: неконструктивной реакции на противоречивую лично значимую информацию – работает в сознании детей и учителей с возросшей силой. Одно из самых ярких его проявлений – массовая боязнь современных школьных преподавателей использовать в воспитании дискуссионные формы. Непроведением дискуссий взрослые осознанно и неосознанно защищаются от возможных неудобных тем и мнений школьников».

Интересно
В советское время дискуссии были, их разыгрывали буквально по нотам и практически всегда искренне. И по-другому быть просто не могло. Старые правила советской педагогики несовершеннолетних на её закате были довольно отчётливо сформулированы Г. Г. Аракеловым, Н. М. Жариковым, Э. Ф. Зеер и другими авторами (1990): «Чем более жёстко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятностьтого, что ребёнок не только предпочтёт общество сверстников, но и порвёт всякую связь с семьёй.

Запреты на увлечения воспринимаются как самое жестокое наказание, ради увлечения подростки порой идут на совершение асоциальных поступков. … Существует опасность, что жажда новых впечатлений и ощущений у части подростков может обернуться ранней алкоголизацией и приобщением к наркоманическим увлечениям. Поэтому родители должны ненавязчиво контролировать и направлять интересы ребёнка.

Расхождение между реальными достижениями и притязаниями подростка, стремлением его быть не только на уровне требований окружающих, но также и на уровне собственных требований и самооценки в этом возрасте нередко ведёт к острым переживаниям своей «плохости», «неполноценности». Наибольшую трудность для коррекции представляют случаи, когда школьные конфликты подростка, по существу, являются конфликтами его ценностных ориентаций, когда практика школьнойжизни вступает в противоречие со стилем и духом семейного воспитания.

Самая распространённая болезнь подростка – пресыщение, когда «всё надоело». Это-то и означает, что старый мотив учения исчерпал себя, не способен побуждать к активности, задача учителя –помочь находить всё новые и новые побудители учебной деятельности. Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадёжного видения ребёнка», а и исполнительность, вежливость и непримиримость к нарушителям правопорядка.

Т. Н. Мальковская также писала о том, что вырастающее из коллективистического чувство корпоративной причастности важному социальному делу вырабатывает всегда чувство ответственной социальной позиции в любом социально значимом и ценном объединении. А его выработка для несовершеннолетних и юношества и в самом деле является делом величайшим. В своём диссертационном исследовании «Воспитание социальной активности старших школьников» (1974) Т. Н. Мальковская отмечала: «Смысл деятельности комсомольской организации в школе (состоит) в формировании социальной ценной позиции, позволяющей молодым людям во всех сферах жизни исходить из требований,налагаемых членством в ВЛКСМ».

Сам по себе человек, тем более подросток или юноша, всё равно жить и не будет, и не сможет. Так лучше уж жить и сверять свою жизнь с требованиями какого-нибудьсоциально значимого на сегодняшний день «ВЛКСМ», чем какой-либо банды или неформального экстремистского объединения. Главная воспитательская задача остаётся всё той же – сформировать у подростка или юноши совершенно чёткую и твёрдую собственную жизненную позицию.

Интересно
Она неизбежновызывает чувство принадлежности не только великой идее вообще, но главное – и великой организации. Бороться с экстремистскими организациями несовершеннолетних и молодёжи можно, только создавая для них социально и личностно значимые, привлекательные организации, наподобие ВЛКСМ. Комсомол был действительно уникальным явлением. Об этом сейчас думают и высказываются довольно многие, даже бывшие яростные критики комсомольской системы воспитания подрастающего поколения.

Один из них – писатель, главный редактор «Литературной газеты», лауреат премии Ленинского комсомола 1986 г. (за книгу «ЧП районного масштаба») Юрий Михайлович Поляков. Сейчас он выделяет непреходящее значение для страны всех комсомольских дел. Он пишет: «…Четверть экономики страны была создана ударными комсомольскими стройками! Комсомольской киркой и лопатой.

И другое: это была кузница кадров. Комсомол выделял из молодёжи людей с навыками руководящей работы. …Конечно, это была школа менеджеров! Особенно в 80-е годы, когда начались перемены. Поэтому из комсомола и вышло столько богатых людей. …Когда грянул капитализм, кто-нибудь разбирался в экономике?

Люди не знали вообще, как движутся деньги, платёжки. А комсомольские профессионалы всё это знали, ведь организация всех этих дискотек, турслётов – это же всё было движением денег».Комсомольцы первыми отринули идеологию, как считает Ю. М. Поляков, отмирающий «рудимент революционной эпохи».

«…Появился тип комсомольского работника, который был свободен от всего этого догматизма. Они были готовы к системной работе с молодёжью. И имели для этого всё – и базу, и навыки, и кадры». Бывший критик комсомола теперь считает так: «…Надо, в принципе, учитывая все перемены, восстанавливать мощную молодёжную организацию.

…Сама модель комсомола – она если не идеальна, то оптимальна. Потому что выдержала испытания и войной, и разрухой. Она не выдержала лишь испытания предательством элиты!..». Но сам комсомол восстановиться не может. «…Молодёжная политика, особенно в огромной России, которой надо сохраниться, а не распасться, может быть только при мощной господдержке».


В другом своём газетном интервью («Советские карьеристы думали о стране, а нынешним на неё наплевать», 7.03.2009) Ю. М. Поляков высказывает столь же твёрдое мнение по поводу действительного происхождения нынешнего общественного «истэблишмента».
«Именно «изделия» советской «кузницы кадров» были и кадровой основой в реформенные 90-е и последующие годы». Времена измельчали, как и руководящие кадры. Вывод у автора только один: комсомол надо возрождать, ибо без него страна потеряет последних руководителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)