Система управления чрезвычайными ситуациями в РФ
Система управления ЧС в Российской Федерации включает следующие элементы.
А именно:
- нормативно-правовую базу (Конституция РФ, принципы и нормы международного права, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, указы Президента РФ, документы Совета Безопасности России, документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
- органы государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающие защиту населения и территории от ЧС;
- институты обеспечения защиты населения и территории от угроз и чрезвычайных ситуаций (Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС);
- силы и средства обеспечения защиты населения и территории от угроз и чрезвычайных ситуаций;
- система связи, информирования, оповещения и предупреждения населения о ЧС;
- учебные заведения, система повышения квалификации и подготовки кадров в области защиты населения от ЧС;
- материальные и финансовые ресурсы.
Полномочия органов государственного управления РФ в условиях развития чрезвычайных ситуаций на территории страны определяются Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (последняя редакция).
В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в современных социально-экономических и политических условиях принят Указ Президента РФ № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», в котором определены цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
Органы государственного управления чрезвычайными ситуациями:
- Министерство чрезвычайных ситуаций России (МЧС России);
- Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- войска гражданской обороны;
- Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные и иные учреждения, находящиеся в ведении МЧС России.
Одну из ведущих позиций в системе органов национальной безопасности занимает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Это органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС (Российская система управления чрезвычайными ситуациями) создаются координирующие органы – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС.
Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКС (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
- межрегиональный уровень – ЦУКС региональных центров;
- региональный уровень – ЦУКС ГУ МЧС по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;
- объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.
Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных ситуациях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать чрезвычайную ситуацию. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
- службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;
- формирования Госсанэпиднадзора России;
- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
- геофизическая служба РАН;
- оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;
- учреждения и агентства по мониторингу чрезвычайной ситуации;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля чрезвычайной ситуации.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:
- Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
- информационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ;
- абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС, средства связи и передачи данных.
Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях, до сельского района включительно.
- Система защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ
- Государственная политика РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Механизм антикризисного управления
- Государственная политика в условиях социально-экономического кризиса
- Индексы уровня жизни населения
- Основные количественные и качественные показатели устойчивости социальной системы
- Кондратьевские циклы
- Природа и фазы социально-экономических кризисов
- Полномочия органов государственного управления и местного самоуправления РФ в сфере предотвращения социальных рисков и социальных конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу