Роль исследовательской гипотезы б процессе анализа данных

Если гипотеза подтверждается, то статистический инструментарий позволяет установить вероятность правильности вывода. Если гипотеза не подтверждается, то это еще не означает, что она была неверной, так как причина может заключаться в неполноте программы, неадекватности инструментария, погрешностях организации сбора данных и т.п.

Таким образом, основным инструментом содержательного анализа изучаемых социальных процессов являются аналитические возможности исследователя (его знание предмета исследования, логика, инструментальная компетентность), позволяющие ему в процессе теоретического анализа выдвинуть гипотезы, эмпирическая проверка которых открывает возможность объяснять причины исследуемых процессов или явлений.

Статистический анализ позволяет лишь подтвердить (или не подтвердить) выдвинутые гипотезы эмпирическим материалом. Никакой статистический анализ не поможет объяснить факты причинами, которые не были заложены в инструментарий исследования.

Исследователь всегда должен помнить, что реальные причины, влияющие на исследуемые факты, могли остаться вне его поля зрения (или, по крайней мере, вне инструментария). Если автор не предусмотрел возможное влияние тех или иных причин, когда готовил инструментарий исследования, то эти причины и не будут обнаруживаться в процессе анализа полученных данных.

После этой преамбулы, суть которой не следует забывать в процессе статистического анализа полученных данных, рассмотрим основную технологическую схему двумерного анализа, позволяющую перейти от статистического описания результатов исследования к использованию статистических процедур в объяснении полученных фактов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)