Проблемы установления ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

В настоящее время проблематика ответственности в валютной сфере недостаточно изучена в науке российского права.

Согласно положениям валютного законодательства резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствующая отсылочная норма содержится в ст. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Отметим, что в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», из этой отсылочной нормы исключены положения о приостановлении действия лицензий и разрешений, а также о взыскании в доход государства всего полученного резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В частности, предусмотрено, что осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании.

А равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

В свою очередь, нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности.

В том числе исключительные права на них, наказывается административным штрафом на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности.

В том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования.

Нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок наказывается административного штрафом на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Наконец, нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, наказывается административным штрафом на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

При этом административная ответственность за правонарушения в валютной сфере, установленная в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, отметим, что согласно ст. 23.60 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях в валютной сфере рассматривают органы валютного контроля.

От их имени в таких делах вправе выступать руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.

Санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  •  в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Кроме того, банковское законодательство предусматривает возможность в случае выявления нарушений требований нормативных актов ЦБ РФ, регулирующих валютные отношения применение к соответствующим кредитным организациями мер государственного воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Вместе с тем, нередко такие меры носят предупредительный характер и вряд ли могут рассматриваться в качестве мер юридической ответственности. Например, согласно Указанию оперативного характера Центрального банка РФ от 7 октября 2004 г. № 120-T территориальным учреждениям ЦБ РФ в случае выявления нарушений требований нормативных актов ЦБ РФ, регулирующих валютные отношения, совершенных уполномоченными банками в период с 18 июня 2004 г. до 1 ноября 2004 г., рекомендуется применять к уполномоченным банкам только предупредительные меры воздействия.

Кроме того, положениями статья 193 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Совершение такого преступления карается лишением свободы на срок до трех лет. При этом, указанное деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)