Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями

Специфические принципы отражают закономерности физической культуры.

В число принципов, отражающих фундаментальные закономерности построения системы занятий в физической культуре, входят:

  • принцип непрерывности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип прогрессирования воздействий;
  • принцип цикличности;
  • принцип возрастной адекватности педагогического воздействия;
  • принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Принцип непрерывности предусматривает недопустимость перерывов между занятиями, приводящих к снижению уровня физической подготовленности, если эти перерывы педагогически не оправданы. Система занятий, в которой обеспечена постоянная преемственность воздействий, может считаться эффективной.

Принцип непрерывности обобщенно отражает закономерности физического воспитания как целостного процесса, все структурные элементы которого должны быть взаимосвязаны.

Применение принципа непрерывности предусматривает соблюдение следующих правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень  связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Принцип непрерывности неотъемлем от принципа системного чередования нагрузок и отдыха, который основывается на необходимости чередования физической активности с отдыхом в определенном порядке, не нарушающем преемственности эффекта занятий.

Управление интервалами отдыха в процессе занятий физической культурой не только направлено на обеспечение восстановления, но на и регулирование нагрузок. Интервалы отдыха между повторениями упражнения, упражнениями в отдельном занятии короче и вариативней, чем интервалы между занятиями.

Применяют пассивный и активный виды отдыха, а также следующие типы интервалов отдыха:

  1. Напряженный (интенсивный) интервал – это интервал, продолжительность которого соответствует фазе недовосстановления функционального состояния организма; очередная нагрузка совмещается (накладывается) с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается.
  2. Ординарный (компенсаторный, полный) интервал, продолжительность которого соответствует продолжительности фазы относительной нормализации (восстановления) функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения.
  3. Суперкомпенсаторный интервал по продолжительности соответствует времени, достаточному для наступления сверхвосстановления – фазы реагирования организма на предъявленную нагрузку не только до исходного уровня, но и с некоторым запасом.

Принцип прогрессирования воздействий предполагает перманентное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, увеличение сложности двигательных действий и двигательной активности по мере роста функциональных возможностей организма. Он выражает необходимость в постоянном повышении требований к занимающимся: обновление и усложнение упражнений, методов, условий занятий, величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности.

Прогрессирование требований возможно при условии выполнения занимающимися доступных физических нагрузок и двигательных действий.

Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий или серии занятий, объединенных в группу и образующих замкнутый круг (цикл)

Данный принцип обязывает осуществлять построение системы занятий с учетом педагогически оправданных тренировочных циклов. Содержание и длительность циклов варьируется в зависимости от этапа подготовки (подготовительного, соревновательного и переходного).

В зависимости от длительности различают микро-, мезо- и макроциклы воспитательного процесса.

Микроцикл (малый цикл) – основная структурная единица планирования учебно-воспитательного процесса продолжительностью от 2 до 18–20 занятий, как правило, охватывающей недельный период занятий. В зависимости от периода, этапа подготовки различают втягивающие, базовые, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные микроциклы.

Мезоцикл (средний цикл) представляет собой серии, состоящие из пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. В зависимости от периода, этапа подготовки различают базовые, предсоревновательные, соревновательные и переходные мезоциклы.

Структура мезоцикла предопределена целью этапа подготовки.

Макроцикл (большой цикл) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых состоит из нескольких мезоциклов. Продолжительность макроциклов планируют как годичные, двухгодичные или четырехгодичные.

Структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.

Циклический характер построения процесса физического воспитания направлен на создание оптимальных условий для обеспечения постоянного роста спортивного мастерства, приобретения состояния требуемой спортивной формы путем последовательного чередования микро-, мезо- и макроциклов.

Более подробно структура построения спортивной подготовки раскрывается во втором разделе «Теория и методика спорта».

Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия обязывает последовательно изменять направленность процесса физического воспитания с учетом возрастной периодизации занимающихся физическими упражнениями. Он нацелен на оптимальное соответствие применяемых воспитательных воздействий возрасту занимающихся с учетом возрастных изменений индивидуальных возможностей, качеств, способностей.

Так, физическое воспитание в детском и подростковом возрасте в основном направлено на общее физическое развитие (базовую подготовку), в юношеском и молодежном – на специализированное физическое воспитание, в первом среднем возрасте – на достижение максимальных показателей, во втором среднем возрасте – на поддержание достигнутых показателей, в пожилом и старческом возрасте физическое воспитание приобретает оздоровительную направленность.

Применение принципа возрастной направленности физического воспитания является основным в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок строится на основе динамики суммарной нагрузки на различных этапах физического воспитания.

Основные положения данного принципа:

  1. Применяемая в процессе занятий физической культурой суммарная нагрузка не должна вызывать негативных изменений в состоянии здоровья занимающихся. Всесторонний контроль с учетом их индивидуальных особенностей позволяет избежать психических и физических травм. Специалист в сфере физической культуры должен планировать динамику нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского: «Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но, не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».
  2. При адаптации к применяемой нагрузке необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Из этого положения вытекает следующее правило: чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
  3. Динамика суммарных нагрузок в физическом воспитании подразумевает варьирование нагрузки от временного снижения, стабилизации до временного увеличения, как на отдельном занятии, так и в системе занятий. Варьирование нагрузки позволяет достичь значительных функциональных сдвигов в уровне подготовленности обучающихся.

Согласно данному принципу в физическом воспитании применяют три способа динамики суммарной нагрузки: линейный, ступенчатый и волнообразно-восходящий.

В графическом виде данные способы отображены на приведенном ниже графике (рис. 9).

Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями

В зависимости от уровня подготовленности обучающихся, мастерства педагога возможно применение комплексного (комбинированного) способа динамики суммарной нагрузки. Свое применение находит, как его иногда называют, скачкообразный (пилообразный) способ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)