Письмо о сельских школах

Любезный N.
При огромном большинстве наших сельских школ имеется лишь по одному учителю, учение же продолжается три года, и поэтому ученики распадаются на три класса, которые приличия ради принято называть группами.

Я уже пятнадцать лет учу в сельской школе и заведую десятком других. При этом я убедился, что заниматься двумя группами зараз – трудно, тремя же – невозможно. Занятие тремя группами зараз есть ложь. Одна из трех неминуемо при таких условиях предоставлена сама себе.

Итак, при одном учителе и без того краткое время учения в сельской школе сокращается на одну треть. Три года школьного учения в действительности сводятся к двум. Иначе обстоит дело там, где священник действительно приходит на помощь учителю. Каждый раз, как батюшка займется с одной из трех групп, учитель имеет возможность заниматься плодотворно с двумя другими.

Но эти благоприятные условия встречаются редко. По большей части священники уклоняются от правильного посещения школы и предоставляют de facto преподавание Закона Божия учителям. Можете себе представить, каково это преподавание, даже если учитель – человек религиозный и обладает нужными для него знаниями. Ведь давая урок по Закону Божию одной группе, учитель сплошь да рядом вынужден диктовать другой, а третью упражнять в счете!

Убедился я также в том, что во всяком приходе мало-мальски нормальном священник имеет время посещать школу почти ежедневно (либо утром, либо после обеда), ибо в учебный период священники избавлены от хозяйственных трудов. Что же мешает священникам исполнять самую прямую, самую естественную из своих обязанностей, когда за исполнение ее они притом получают добавочное вознаграждение?

Интересно
В огромном большинстве случаев не что иное, как пьянство: нельзя и винить священников за то, что пьяными являться в школу они избегают; да и на другой день после попойки человеку не до учения. Но есть и священники, которые приходят в школу пьяными, совершенно неспособными давать уроки: кричат, шумят, пугают детей…

Не могу выразить Вам всего, что выстрадал я в течение моей школьной деятельности от подобных священников… Подумайте о бедных детях. Они пришли в школу учиться – конечно, прежде всего божественному. Но удовлетворить эту жажду божественного учения учителю физически невозможно: ведь он обязан в течение трех кратких зим научить их чтению, русскому и славянскому, каллиграфии, счету, правописанию…

Священник же приходит в школу лишь для того, чтобы убедить их, что от священника ничему божественному не научишься. Вот где глубокий, тайный корень всякого отчуждения от Церкви, всякого сектантства, всякого раскола.
Кто же может помочь этому горю, кто может предотвратить его в будущем, кроме начальников и наставников духовно-учебных заведений? Но обращаться к ним слишком поздно и поэтому напрасно.

Вот почему я обращаюсь ко всем вам, еще не утратившим свою нравственную свободу, к вам, будущим наставникам духовного юношества, обращаюсь к Вам лично, сожалея лишь о том, что не знаю Вас близко, что не могу поэтому говорить с Вами достаточно убедительно, и умоляю Вас: помогите!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)