Методика составления индивидуальной исправительной программы

Содержание воспитательной работы в отряде зависит от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный.

Условно можно выделить три основных педагогических этапа отбывания наказания:

  1. Адаптация к условиям ИУ (начальный этап).
  2. Реализация комплекса средств исправления (основной этап).
  3. Подготовка к освобождению (заключительный этап).

На начальном этапе проводится психолого-педагогическое изучение личности, о чем говорилось в предыдущем параграфе. По тому как проходит процесс социально-психологической адаптации к условиям ИУ, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.

Помимо изучения личности и поведения осужденного в процессе его адаптации к условиям ИУ необходимо разъяснять правовые нормы, касающиеся порядка и условий отбывания наказания, обязанностей осужденных, порядка реализации их прав, оснований перевода на улучшенные условия содержания и применения институтов досрочного освобождения.

Разъяснения должны иллюстрироваться данными о количестве осужденных (общие цифры и проценты) участвующих в самодеятельных организациях, имеющих определенную степень исправления, заслуживших досрочное освобождение.

Первоначальная информация должна касаться медико-санитарного просвещения, характеристики производства и трудовой деятельности, коммунально-бытового обеспечения и других условий жизнедеятельности, мер, принимаемых к лицам, нарушающим режим, соблюдающим нормы воровской жизни.

Дальнейшая работа по адаптации должна проводиться в отряде начальником отряда с опорой на актив. Она заключается в более глубоком изучении личности осужденного, через анализ его жизненного пути, образа жизни и условий жизнедеятельности.

Выявляются важные жизненные события, виды деятельности и занятости, отношения с близкими родственниками, степень криминальной зараженности, наклонности и личностные ценности и намерения, другие качества, значимые для исправительного процесса. Большое значение имеет рассказ осужденного о совершенном преступлении и последующее сравнение повествования с приговором.

Особую значимость имеет установление психологического контакта и оптимальных отношений между осужденным и начальником отряда

Осужденный должен воспринимать начальника отряда как человека, проявляющего, с одной стороны, искренний интерес и желание помочь ему в адаптации и решении его проблем и, с другой стороны, как принципиального, требовательного и строгого, когда дело касается поддержания дисциплины. Формированию таких отношений способствует правильное построение ознакомительной беседы, в ходе которой начальник отряда должен проявить искренний интерес к судьбе осужденного и детально изучить его образ жизни до осуждения.

Интересно
В ходе первоначальной беседы необходимо рассказать об обстановке в отряде, осужденных, ведущих себя положительно, которые могут оказать моральную поддержку и дать правильный совет, а также об осужденных, которые занимают отрицательную позицию, могут создать проблемы новичку и как себя с ними вести.

Полезно после беседы познакомить прибывшего с членами совета отряда, предложить помощь из общественного фонда в виде предметов первой необходимости (мыло, сигареты, конверты и т. д.).

В первое время начальник отряда должен постоянно интересоваться есть ли проблемы у осужденного, как его приняли в отряде, что ему непонятно.

Как правило, в первой беседе ведется подготовка сознания к выбору положительной линии поведения, принятию обязательства и вступлению в самодеятельные организации. При этом необходимо учитывать, что осужденный нуждается в информации, чтобы убедиться, что для него не будет отрицательных последствий со стороны других осужденных. Поэтому необходима целенаправленная организация такой информации со стороны других осужденных, с которыми он познакомился.

Далее осужденного необходимо включать в список последним по очередной уборке жилого помещения. Для осужденных ранее отбывавших наказания в ИУ, проверка на согласие выполнять работы по уборке и благоустройству может проводиться в карантине. Но при этом необходима исчерпывающая работа по формированию представлений о преобладающем большинстве осужденных, выполняющих такие работы, и о лояльном отношении к этому осужденных отрицательной направленности.

Важно не допускать публичного давления, при котором осужденный может отказаться от выполнения работ не по принципиальным соображениям, а из-за того, что он поставлен в ситуацию, когда необходимо показать способность защитить свое достоинство.

Результатом воспитательной работы с осужденным на начальном этапе должно стать составление на осужденного педагогической характеристики и первое его рассмотрение на совете воспитателей отряда (желательно не позднее шести месяцев со дня поступления в учреждение, хотя данное требование нормативно отменено) с одновременным проведением с осужденным собеседования, а также уточнение и конкретизация составленной ранее индивидуальной программы исправления осужденного (целесообразно внесение в нее дополнений и изменений на том же заседании совета воспитателей, на котором впервые осужденный аттестуется).

На основном этапе осуществляется комплекс мероприятий по реализации средств исправления, привитию привычки трудиться, профессиональных навыков, повышению образовательного уровня, развитию творческих способностей, формированию желания и реальных представлений о правопослушной жизни после освобождения.

На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке осужденных к освобождению

Как отмечалось, подготовка осужденных к освобождению и адаптации к условиям свободы является составной частью процесса исправления.

Подготовка осужденных к освобождению может быть двух видов:

  1. Планируемая и начинающаяся с момента прибытия осужденного в ИУ.
  2. Начинающаяся непосредственно за шесть месяцев до освобождения осужденного.

Первый вид подготовки к освобождению заключается в реализации комплекса средств, форм и методов исправления и преследует цель сформировать готовность осужденного жить правопослушно в условиях свободы. Она осуществляется с учетом характера совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбытого наказания, поведения в ИУ, пола, возраста, состояния здоровья и других особенностей личности. Реализуется в форме индивидуальной исправительной программы.

Второй вид подготовки к освобождению заключается в непосредственной работе с осужденными примерно за шесть месяцев до освобождения и включает в себя следующие мероприятия:

  • изучение личностных особенностей осужденного и выявление проблем, которые могут препятствовать его нормальной адаптации в обществе;
  • проведение мероприятий по формированию мотивации осужденного к решению собственных проблем;
  • изолирование осужденного, если есть возможность и созданы соответствующие условия, от основной массы осужденных на так называемом «островке свободы» – отдельном жилом помещении, максимально приближенном к домашним условиям, в которые могут быть включены все атрибуты свободной жизни. Это позволит организовать своеобразный тренинг моделируемых ситуаций в условиях, приближенных к свободе;
  • психологическую подготовку к освобождению (проведение сотруд­ником психологической службы, начальником отряда социально-психоло­ги­ческих и социальных тренингов, индивидуальных психологических консультаций, лекций, групповых бесед и т. д.);
  • оказание предварительной помощи в решении вопросов бытового и трудового устройства после освобождения (старший инспектор бытового и трудового устройства (БТУ) после освобождения);
  • завершение документирования осужденного (оформление паспорта, трудовой книжки, аттестата об образовании и т. д.);
  • оказание дополнительного содействия в восстановлении социально полезных связей;
  • дополнительное правовое, экономическое и иное просвещение (усвоение знаний о действующем трудовом, гражданском, семейном законодательстве в сфере административных правоотношений, социального обеспечения и т. д.).

Формой этой работы может выступать «школа подготовки осужденных к освобождению».

Также заслуживает внимания опыт в некоторых ИУ России. Так, в Саратове в первой половине 2000-х гг. проводился эксперимент. За полгода до освобождения осужденные переводились в специальные отряды по подготовке к жизни на свободе, где с ними проводилась работа («островок свободы»).

Инспектор БТУ проверял наличие необходимых документов, восстанавливал утраченные, выяснял возможность трудоустройства или приобретение статуса безработного и возможность выплаты пособия.

Совместно с начальником отряда осужденному разъяснялись его права и обязанности после освобождения, велась переписка с семьей. Психолог проводил занятия для снятия состояния тревожности, включая и методы гипноза для преодоления боязни свободы. До осужденных доводилась информация о жизни на свободе при помощи телевидения, бесед с интересными людьми и т. д.

В отличие от сложившегося порядка подготовки к освобождению в таком отряде было разрешено осужденным носить гражданскую одежду, дополнительно смотреть по выходным телепередачи, в сопровождении администрации ездить по городу для того, чтобы они привыкли к окружающей жизни. Это оказало положительное воздействие на последующую социальную и психологическую адаптацию осужденных.

Сложными проблемами, с которыми сталкиваются освобождаемые от наказания, являются трудоустройство, а также бытовое устройство, обеспечение жильем

В некоторых странах на эти проблемы обратили внимание и воплотили в жизнь действенный вариант их разрешения.

Например, в США те освобожденные, в отношении которых имеется значительный риск совершения преступлений на свободе, помещаются в специальные учреждения, именуемые «на полпути домой». Это некое подобие гостиницы, в которой освобожденные обязаны пребывать. Они могут покидать учреждение на выходные дни или для поиска работы, но только в течение дня.

Данный тип учреждения сохраняет некоторые меры безопасности, установленные в ИУ, но вместе с тем позволяет освобожденным поддерживать связи с семьей и постепенно приспосабливаться к жизни в обществе. Особенно это благоприятно для освобожденных, отбывших длительные сроки наказания.

В соответствии с п. 55 методических рекомендаций по организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, утвержденных приказом ДИН МВД Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 86 одним из основных элементов индивидуальной воспитательной работы является составление программы индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуальная исправительная программа составляется начальником отряда (в ВК – воспитателем), отражается в тетради (для ВК – дневнике) ИВР с осужденным и состоит из трех частей: первоначальной, основной и заключительной.

Первоначальная часть исправительной программы составляется сразу после распределения осужденного в отряд. Она охватывает, как правило, период до первой аттестации и включает мероприятия, рассчитанные на изучение личности осужденного и на обеспечение его успешной адаптации к условиям лишения свободы.

Примерный образец первоначальной части индивидуальной исправительной программы:

  1. Провести ознакомительную познавательно-адаптирующую беседу.
  2. Изучить личное дело осужденного.
  3. Сформировать у осужденного заинтересованность активно включиться в процесс исправления, принять письменное обязательство о правопослушном поведении.
  4. Вовлечь в полезную деятельность (учебную, трудовую, творческую, спортивную, общественную, работу самодеятельных организаций и т. д.), приобщить к общественно полезной жизни отряда.
  5. С использованием современных методик и рекомендаций более глубоко изучить личность осужденного: выяснить отношение осужденного к преступлению; выяснить социальные связи осужденного; выявить криминальные наклонности осужденного; определить черты характера осужденного; установить вид и степень социальной неподготовленности осужденного.
  6. Оказать помощь осужденному в адаптации к условиям лишения свободы: разъяснить осужденному его правовое положение; рассказать о традициях отряда; с целью формирования положительных взаимоотношений с другими осужденными закрепить за ним одного из членов самодеятельной организации; разъяснить перспективы досрочного освобождения.
  7. Проконтролировать выполнение осужденным намерений, изложенных в принятом письменном обязательстве.
  8. Осуществить контроль: за выполнением различных поручений; отношением к лечению (в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП), лечебно-исправительном учреждении (ЛИУ)); отношением к труду (оплачиваемому и бесплатному); взаимоотношениями среди осужденных в отряде; соблюдением личной гигиены, содержанием спального места и т. д.
  9. Аттестовать осужденного.

Основная часть исправительной программы составляется на основе комплекса полученных в ходе изучения осужденного данных и должна включать в себя педагогические цели, конкретные воспитательные воздействия, направленные на корректировку проблемных черт характера, склонностей, преодоление социальной неподготовленности, формирование у осужденного положительных установок и приобретение им опыта ведения правопослушного образа жизни как в период отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы.

Педагогические цели (задачи) формулируются начальником отряда, исходя из выявленных в ходе изучения личности осужденного проблемных черт характера, склонностей, степени социальной неподготовленности.

Индивидуально-воспитательные задачи определяются в зависимости от направленности личности осужденного.

К задачам в отношении осужденных, которые стремятся к правопослушной жизни после освобождения относятся:

  • укрепление желания жить правопослушно;
  • обогащение представлений о том, как жить правопослушно, путем их конкретизации и реальности содержания;
  • снижение уровня притязаний в случае их завышенности;
  • укрепление ожиданий успешной реализации положительных жизненных планов и стремлений, готовности к временным неудачам, укрепление волевых усилий;
  • укрепление антикриминальной устойчивости путем моделирования адекватного (социально одобряемого) поведения в криминальных ситуациях;
  • развитие социальных умений и навыков, в том числе навыков саморегуляции, снижение отрицательных зависимостей.

Задачами в отношении осужденных с криминальной направленностью являются:

  • девальвация положительного отношения к преступному образу жизни;
  • девальвация положительного отношения к лицам, ведущим преступный образ жизни;
  • доведение до осознания неосознаваемых потребностей, влечений и при­тязаний, которые детерминируют криминальные намерения и стремления;
  • убеждение в неотвратимости наказания.

Задачи в отношении осужденных нейтральной направленности заключаются в одновременной реализации тех и других задач.

Для достижения каждой цели планируются воспитательные мероприятия. Вид и количество воспитательных мероприятий определяет начальник отряда, используя при этом рекомендации психологов и руководителей исправительного процесса.

Примерный образец основной части индивидуальной исправительной программы.

Повысить образовательный уровень, уровень профессиональных умений и навыков осужденного:

  1. Сформировать желание повысить образовательный уровень, профессиональные умения и навыки, убедить обучаться в школе (ПТУ); оказать на него необходимо влияние через родственников, значимых для него людей.
  2. Еженедельно (ежемесячно) осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий, посещать школу (ПТУ), беседовать с преподавателями (мастерами производственного обучения).
  3. Закрепить за осужденным одного из членов секции содействия образованию для оказания помощи в освоении программы обучения (подготовке домашних заданий, самоподготовке).
  4. Заслушивать осужденного по вопросам успеваемости на заседаниях совета воспитателей отряда.
  5. Повысить образовательный уровень в рамках краткосрочных курсов (английского языка, экономики, истории и т. д.), если такие созданы в рамках проявления осужденными общественно полезной активности.
  6. Провести беседу по убеждению в необходимости посещать библиотеку, рекомендовать литературу.
  7. Дать осужденному индивидуальное поручение подготовить материалы для проведения литературного вечера.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение изготовить изделие (макет) и принять участие в выставке технического творчества.

Сформировать у осужденного привычку трудиться, потребность правопослушно материально обеспечивать свою жизнь и жизнь своих близких:

  1. Совместно с начальником цеха (мастером) трудоустроить осужденного на производстве (по возможности с учетом желания осужденного, имеющейся у него специальности);
  2. Провести беседу по разъяснению преимуществ (личной выгоды) законных способов обеспечения жизни.
  3. На период адаптации осужденного на производстве для успешного овладения навыками работы закрепить за ним бригадира или опытного рабочего – члена секции содействия организации и охраны труда.
  4. Совместно с мастером изучить поведение осужденного на производстве, проконтролировать его отношение к труду.
  5. При допущении нарушений производственной дисциплины заслушивать осужденного на собраниях бригады (отряда), заседаниях совета отряда и совета воспитателей отряда.
  6. За добросовестное отношение к труду поощрять осужденного (в том числе использовать меры морального стимулирования: похвалить на собрании, отразить в стенной печати, сообщить родственникам).
  7. Привлечь к активному участию в работе секции содействия организации и охраны труда.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в конкурсе «Лучший по профессии»; выступить на собрании бригады по вопросам улучшения качества выпускаемой продукции и т. д.
  9. Вносить руководству предприятия предложения о создании условий для повышения осужденным своей профессиональной квалификации.
  10. Убедить осужденного отправить детям бандероль, собранную на заработанные деньги.

Скорректировать отношение осужденного к совершенному преступлению и его последствиям:

  1. Провести беседу по разъяснению осужденному целей уголовного наказания и справедливости вынесенного приговора.
  2. На заседании секции внутреннего порядка и защиты прав осужденных провести с осужденным собеседование с целью убедить его в том, что человек должен отвечать за свои поступки.
  3. Провести беседу по убеждению осужденного в необходимости досрочного погашения иска и других форм заглаживания вины перед потерпевшей стороной (написать письмо с извинениями и т. д.).
  4. Дать осужденному индивидуальное поручение написать заметку в газету на тему «Как я пришел к осознанию своей вины».

Сформировать у осужденного санитарно-гигиенические знания и навыки здорового образа жизни:

  1. Провести беседу по разъяснению необходимости соблюдения правил личной и общей гигиены.
  2. Проконтролировать порядок содержания осужденным спального места и личных вещей, опрятность внешнего вида.
  3. При необходимости закрепить за осужденным одного из членов санитарно-бытовой секции (СБС), провести собеседования на заседании СБС и совета воспитателей отряда (СВО).
  4. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в рейд-проверках уровня санитарного состояния помещений и территории отряда.
  5. Провести беседу по убеждению в преимуществе здорового образа жизни и видах полезного проведения досуга.
  6. Дать осужденному индивидуальное поручение организовать и принять участие в проведении диспута на тему «Наркомания, алкоголизм: что мы теряем и что мы находим?».
  7. В рамках антиалкогольного и антинаркотического просвещения убедить осужденного в пагубности этих явлений.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в спортивных соревнованиях.

Сформировать устойчивые социальные связи:

  1. Провести беседу о важности сохранения родственных связей между людьми.
  2. Написать письмо родственникам осужденного с разъяснением важности поддержания социальных связей в процессе исправления.
  3. Убедить осужденного написать родным письмо с просьбой о прощении за доставленные неприятности.
  4. Провести беседу по разъяснению роли отца, мужа и сыновнего долга.
  5. Убедить осужденного отправлять заработанные деньги жене и детям.
  6. Контролировать переписку осужденного.
  7. Пригласить родственников на День отряда.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение написать заметку в газету «О роли семьи в жизни человека».
  9. Подготовить к воспитательному мероприятию сообщение о роли отца в воспитании детей.

Заключительная часть исправительной программы составляется на основе проведенного начальником отряда анализа выполнения задач, определенных в основной части программы.

В отношении осужденных, поведение которых соответствует условиям, указанным в ч. 4 и 5 ст. 116 УИК Республики Беларусь, за три месяца до срока возможного рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием или об условно-досрочном освобождении осужденного, а в отношении осужденного, освобождение которого предполагается по концу срока, за шесть месяцев до освобождения, начальником отряда подводятся итоги реализации основной части индивидуальной исправительной программы.

При подведении итогов реализации индивидуальной исправительной программы анализируются следующие обстоятельства:

  • изменились ли негативные черты характера осужденного;
  • как изменились склонности осужденного;
  • как изменились жизненные ценности и ориентиры осужденного;
  • какие навыки социальной подготовленности приобрел осужденный; проблемные позиции (что не удалось скорректировать)?

По результатам проведенного анализа начальник отряда может судить об эффективности своей воспитательной и коррекционной работы, сделать выводы о целесообразности применения того или иного метода.

В случае если поставленная педагогическая цель (задача) не достигнута, а она является актуальной для осуществления процесса исправления осужденного, начальник отряда должен запланировать новые воспитательные мероприятия.

На основе проведенного анализа начальником отряда составляется завершающая часть индивидуальной исправительной программы: «Мероприятия по подготовке осужденного к правопослушной жизни на свободе».

Данная часть программы должна предусматривать воспитательные мероприятия по формированию позитивных установок, касающихся:

  • взаимоотношений с родственниками;
  • взаимоотношений с другими людьми;
  • правомерных способов материального обеспечения жизни;
  • проведения досуга.

Примерный образец мероприятий завершающей части индивидуальной исправительной программы «Мероприятия по подготовке осужденного к правопослушной жизни на свободе»:

  1. Принять участие в работе по оформлению осужденному паспорта (при необходимости).
  2. Оказать содействие в поиске работы после освобождения (при необходимости).
  3. Оказать содействие в бытовом устройстве.
  4. Оказать помощь в поддержании (восстановлении) отношения с семьей.
  5. Провести беседу по разъяснению роли отца, мужа и сыновнего долга.
  6. Провести беседу о правилах поведения в обществе.
  7. Поручить подготовить выступление на тему «Способы культурного досуга».
  8. Вовлечь в психоконсультационную (коррекционную) работу.
  9. Вовлечь в работу школы по подготовке к освобождению.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)