Культурная политика государства и образование

Образование выступает не только транслятором культуры, но и условием преемственности в культуре.

В истории учений о культуре не сложилось единого мнения по вопросу о её сущности, а в понимании культуры выделяют несколько подходов:

  • семиотический (Ч. Моррис, Р. Карнам, Ю. Лотман и др.);
  • социологический (М. Вебер, Г. Парсонс, Л. Уайт и др.);
  • аксиологический (Г. Риккерт, Н. Гартман, В. Виндельбанд и др.);
  • деятельностный (М. Каган, Ю. Жданов, Э. Маркарьян и др.);
  • диалоговый (М. Бахтин и др.);
  • феноменологический (Э. Гуссерль);
  • синергетический (О. Астафьева, Р. Баранцев, В. Бранский, В. Василькова, Т. Григорьева, М. Каган, Е. Князева, С. Курдюмов, А. Михайлов, В. Тарасенко, Д. Чернавский и др.).

Современному состоянию культуры более всего созвучны динамическое и синергетическое понимание культуры как открытой динамической – антропо-социокультурной системы, функционирующей в сложном сопряжении процессов самоорганизации и организации. Код культуры (лат. codex – книга, и cultura – культура) понимается как совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии.

Противоречие современного этапа развития России заключается в том, что в российской действительности, по мнению философов и политологов, переплетаются традиционалистский и технократический типы культур. Главную роль в идеологии модернизации играет духовная консолидация общества вокруг идеи развития, но, как утверждает А. И. Шендрик, за рамками исследовательского интереса отечественных и зарубежных ученых осталась тема преемственности культурных ценностей в условиях нарастаю щей унификации культурных миров как последствий глобализации.

В предотвращении унификации культурных миров особая роль принадлежит России, которая может объединить интегральный (восточно-западный) тип цивилизационного развития, основанный на гармоничном сочетании космогенного (традиционалистского) и техногенного (индустриального), материального и духовного начал общественной жизни, на гармоничной коэволюции Общества и Природы. В ходе диалога цивилизаций Россия может предложить миру продукты духовного производства, новые идеи и технологии.

Интересно
Ценность России для информационной эры заключается в оригинальном взгляде на мир, в становящейся главным фактором производительности труда национальной культуре, нестандартном мироощущении. «Положительную роль мог бы играть духовный фактор, система российских традиций, позволяющая сочетать многие особенности европейского Запада и тихоокеанского Востока.

Разумное использование обеих этих возможностей может открыть для нашей страны достаточно оптимистические перспективы». В рассмотрении Востока и Запада как двух противоположных социокультурных миров, понятие «Запад» ассоциируется с парадигмой антропоцентризма, а понятие «Восток» – с парадигмой космоцентризма. Запад ориентирован на совершенствование внешних форм и материальных условий социальной жизни, а Восток – на совершенствование внутреннего мира человека, его духовного сознания и нравственного поведения (Таблица 1.1).

Сущность двух важных моральнопсихологических и культурных моделей поведения отражены в введённых американскими антропологами концептах «культура стыда» и «культура вины». Они определяются противоположностью фундаментальных критериев оценки поведения индивида. В «культуре стыда», характерной для Востока, эти оценки имеют внешний характер – одобрение или порицание членов данного сообщества; в качестве основных мотивов поведения здесь выступает подражание лучшим (тем, кто считается лучшим) и соперничество.

В «культуре вины», характерной для Запада, на первый план выступает внутренняя система ценностей – «суд совести», независимый от «суда толпы». Ярким примером такого типа культуры служит христианская. Если «культура вины» исходит из радости чистой, спокойной совести, то в «культуре стыда» высшим благом является удовольствие от признания публичных почестей и славы. Самой грозной моральной силой является не страх божий, а позор и бесславие.

Здесь первично общественное мнение, довлеющее над индивидом и формирующее чувство стыда. Стыд отличается от вины тем, что более тесно связан с телесными ощущениями и тем, что его легко вызвать нарушением негласных общественных правил. Если нарушение моральных кодексов и законов приводит к вине, то бестактность и ошибки вкуса вызывают стыд. В общем виде различия между Востоком и Западом можно представить в таблице (Таблица 1).

Культурная политика государства и образование

Культурная политика государства и образование

Формирование многополярного мира приводит к активизации разнонаправленных социокультурных процессов: конвергенции (от лат. convergo – «сближаю») – процесса сближения, компромисса, стабилизации и дивергенции (от лат. divergere – «обнаруживать расхождение»), или расхождения культур, затруднения взаимодействия, разрушения диалога. Этот процесс нашим современникам пришлось наблюдать в 90е годы ХХ века: «Россия, – это извечное противостояние Власти и Бунта, государственного порядка и перманентной революционности, государственности и свободы, Востока и Запада (…).

У нас исторически сложилась культура, в основе которой сожаление об упущенных возможностях, а не удовлетворение уже достигнутым. Культурно-психологический шок, переживаемый при столкновении с изменившейся социальной реальностью, еще более остро манифестирует ощущение утраты привычного пространства ценностей. Сдвиг произойдет, когда в массовом сознании укоренится идея успешности».

Как утверждает И. В. Кондаков, история каждой культуры (а совместно с нею и цивилизации) носит нелинейный характер: совместно со сменой моделей происходит не только трансформация культурной семантики, но и её сохранение на новом смысловом уровне. Рассматривая конвергентные и дивергентные тенденции в развитии русской культуры, исследователь подчеркивает, что дивергентное развитие в течение трех веков (ХVII-ХIV вв.) вывело русскую культуру на грань революционного взрыва, экстремальность и удачливость которого в истории определяется остротой противоборства нормативных состояний культуры и её антинормативных устремлений.

Причем это амбивалентное состояние, дуализм проникали в каждое отдельное явление, в каждую творческую особенность, в каждый процесс; дивергенция была чревата расщеплением каждой личности и каждого смысла культуры на антиномичные нормативные и антинормативные составляющие, диаметрально противоположные оценки одних и тех же явлений. В предыдущие двадцать пять лет нового времени размывалась смысловая граница не только между тоталитарным и антитоталитарным началами в российской культуре XX века, но и между высоким и низким, серьезным и смеховым, вымыслом и реальностью, религией и атеизмом, искусством и китчем, элитарным и массовым, культурой и социальной реальностью.

В последние годы в социальной коммуникации проявляется «десакрализация святынь» и увлеченность этикой и эстетикой «китча», «кэмпа» и «спеццатуры», укоренившихся в потребительской культуре современного буржуазного общества. Сегодня китч не просто язык массовой культуры, определяющий как общую образностилевую направленность ее объектов на основе ряда свойств (массовость, банальность, простота, знаковая избыточность), но и явление в искусстве, эстетика которого направлена на эмоциональночувственную сферу восприятия. В свою очередь, кэмп – непритязательные продукты массовой культуры, когда намеренно сталкиваются разные стилистические системы, это сознательная вульгарность, заигрывание с плохим вкусом с элегантностью истинного денди, которая смыкается с китчем.

Преднамеренное безобразие, к которому нередко тяготеют (отчасти как раз под влиянием кэмпа) современное искусство и современные нравы, выражается в фриккультуре, культе уродства, создаваемом отнюдь не по наивности, а, наоборот, сознательно и запланированно. Если китч был обманом, творимым во имя «высокого» искусства, преднамеренное необезобразие есть обман, творимый во имя той самой ужасности, которую старалось раскрепостить искусство кэмп.

Спеццатура – культура дендизма и хипстерства с использованием легкого хулиганства, «малозаметной игры» для понимающих – намеренная сниженность детали при общей безупречности стиля, в частности – эстетизация сниженной и обсценной лексики, табуированных тем в речи интеллектуалов и представителей творческих профессий.

Квазидемократичное использование спеццатуры характерно также для речи политиков и руководителей высшего ранга: «Медведев объяснил ситуацию с применением уличной лексики, вкратце объяснив, о чем ему пишут жители Лыткарино: “Весь Интернет взорвали, говорят, ни хрена не делают”». Все названные выше качества характерны для искусства ПОСТкультуры, которое называет себя артдеятельностью, «с характерным принципиальным отказом практически ото всех традиционных ценностей – гносеологических, этических, эстетических, религиозных. Им на смену пришли сознательно приземленные утилитаристские или соматические категории: политика, коммерция, бизнес и рынок, вещь и вещизм, потребление, тело и телесность, соблазн, секс, опыт и практика, конструирование, монтаж и т.п. На них и строятся «правила игры» современной артдеятельности».

Интересно
В свое время автор «Homo ludens» Хейзинга использовал понятие «пуерилизм», которое передает наивность и ребячество одновременно (лат. puer – ребенок, puerilis – детский) Ф медицине этот термин трактуется как «Форма истерических психозов, характеризующаяся детскостью поведения на фоне истерически суженного сознания». Пуерилизм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества.

В основе пуерилизма – путаница игры и серьезного. Работа, долг, жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает излишне серьезный характер, теряя свою культуротворящую функцию. В пуерилизации культуры сыграло роковую роль вступление полуграмотной массы в духовное общение, приведшее к девальвации нравственных ценностей, полагает Хейзинга. Путь преобразования культуры ученый видит в распространении нового общественного духа. Необходимо возродить в широком культурном сознании первозданную игровую природу. Такова альтернатива духовному кризису, предложенная в «Человеке играющем»: только игра творческая обладает культуросозидающим потенциалом, а не симулякр игры – подобие, подмена ПОСТкультурой.

Характерные черты ролевых игр обозначены Э. Берном:

  • наличие проблемы, лежащей в основе игры;
  • наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
  • наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия конфликта.

Хаотические процессы могут быть связаны с дуальной природой человека: тело «целеполагает» самосохранение, комфорт, порядок, ограничение разнообразия, рассудочность; дух зовет к риску, свободе (включая свободу от логики), многоальтернативному выбору, разнообразию, то есть к рассеянию информации. Дуальность человека, как его естественная природа, преображается в процессе культуро-творческой деятельности в самосозидание.

Несомненно, все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет, свою систему познания, собственные философию и мировоззрение, тип религии и образы «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. В современной российской культуре можно увидеть специфические черты русской культуры, черты европейской культуры ХХ века и черты эпохи постмодернизма (Таблица 2).

Культурная политика государства и образование

Культурная политика государства и образование

На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Но культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура – это диалектический диалог, постижение ценностей и традиций других, это и внутрикультурный, и межкультурный диалог (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)