Характеристика финансовой системы

Финансы домашних хозяйств

Сфера финансов домашних хозяйств связана с формированием и использованием денежных средств населения для обеспечения индивидуального потребления домохозяйствами, а также для осуществления индивидуальных накоплений и инвестиций. В литературе совокупность денежных средств домашних хозяйств часто называют семейным (личным) бюджетом.

В сфере личного потребления расходуется до 80% создаваемого в обществе валового внутреннего продукта. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентируется государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способах формирования денежных доходов, направлениях расходования средств, накоплений, их величине и целевом назначении, о времени их использования..

Финансовые отношения в сфере финансов домашних хозяйств очень многообразны. В состав домашних хозяйств могут входить граждане, которые работают по найму, пенсионеры, студенты, малолетние дети, граждане, которые принимают решение о занятии предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Это многообразие будет накладывать отпечаток на состав финансовых отношений, на источники финансовых ресурсов домашних хозяйств, на особенности налогообложения доходов граждан и т.п.

Например, если домохозяйство образуют пожилые люди, то в составе их доходов будут социальные трансферты, получаемые от государства (пенсии). Низкий уровень доходов членов домашнего хозяйства дает возможность получения субсидий (например, жилищных) и т.п. Наличие у домашнего хозяйства свободного, не используемого в личных целях имущества позволяет домохозяйству получать доходы от сдачи такого имущества в аренду (например, ренты от сдачи квартиры) и т.п.

Финансы организаций

Общество не может обойтись без организаций — основных субъектов экономики, которые производят товары, работы и услуги. В разных странах они могут по-разному называться, иметь разные права и ответственность, все эти особенности определяются национальным законодательством страны. В отличие от физических лиц организации являются юридическими лицами, в Российской Федерации определение юридического лица дается ГК РФ (ст. 48).

Все организации образуются и действуют в различных организационно-правовых формах. Специфика организационно-правовой формы будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, образование тех или иных фондов денежных средств. Так, организационно-правовая форма будет влиять на порядок формирования уставного капитала, распределение прибыли между участниками, степень финансовой ответственности перед другими субъектами.

В некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например, создание резервного фонда акционерными обществами). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на их финансовые отношения, например порядок формирования и использования финансовых ресурсов, наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, право использования заемных средств и т.д.

Характеристика финансов коммерческих организаций

Валовой внутренний продукт создается в первую очередь коммерческими организациями, и с их помощью происходит его первичное распределение. Следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли. Это предопределяет содержание и принципы финансов коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческие организации могут создаваться в формах:

  • хозяйственных товариществ (полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества);
  • хозяйственного общества (акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью);
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Организационно-правовые формы функционирования организаций определены ГК РФ. Таким образом, в соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются финансы:

  • акционерных обществ (открытых и закрытых);
  • хозяйственных товариществ;
  • обществ с ограниченной ответственностью;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Каждый из этих элементов (их иногда называют подзвеньями финансовой системы) будет иметь свои особенности. У различных организационно-правовых форм коммерческих организаций различаются порядок формирования уставного капитала, его название, механизм распределения прибыли, порядок финансовой ответственности.

Например, уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Стоит отметить, что особое место в финансах коммерческих организаций занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Это объясняется тем, что финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается им лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Несмотря на то что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

Характеристика финансов некоммерческих организаций

Целью создания некоммерческих организаций, функционирующих в экономиках всех стран, независимо от уровня экономического развития является производство общественных благ. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой роль некоммерческих организаций возрастает многократно, поскольку они обеспечивают достижение целей и задач социальной политики. В законодательствах всех стран основным отличительным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и распределения полученной прибыли между участниками.

В Российской Федерации некоммерческие организации могут образовываться в следующих организационно-правовых формах:

  • потребительский кооператив;
  • общественные или религиозные организации (объединения);
  • учреждения;
  • благотворительные и иные фонды и др.

В настоящее время в составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы:

  • учреждений;
  • потребительских кооперативов;
  • общественных и религиозных организаций;
  • фондов;
  • некоммерческих партнерств;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • союзов и ассоциаций;
  • государственных корпораций.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы учреждений. Сегодня в России осуществляется реформирование бюджетных учреждений. В 2010 году был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым изменяется финансовый механизм функционирования бюджетных учреждений, появляется новый тип государственных и муниципальных учреждений — казенные учреждения.

Формы учреждений, которые могут быть образованы в Российской Федерации, при- ведены на рис. 2.2.

Государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные и автономные) обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.д. Преимущественно в форме бюджетных учреждений в Российской Федерации функционируют школы, больницы, поликлиники и т.п.

Специфика функционирования финансов казенных и бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов казенных и бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством.

Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений ввиду их специфики рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства.

Характеристика государственных и муниципальных финансов

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам власти необходимы финансовые ресурсы для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации исходя из государственного устройства нашей страны эту сферу правомерно называть «государственные и муниципальные финансы». Конституция РФ провозгласила принцип самостоятельности местного самоуправления, при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Принятие Федерального закона от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» ратифицировало Хартию местного самоуправления. Она начала действовать на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 г.

Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

Будучи выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Эти изменения привели к тому, что и рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних. До этих преобразований в обществе данная сфера называлась «государственные финансы».

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов будет зависеть от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране, к которым принято относить бюджеты и внебюджетные фонды.

Бюджеты — основное звено государственных и муниципальных финансов

Как уже отмечалось, бюджеты являются основной формой образования и использования финансовых ресурсов государства; бюджетные отношения в обществе объективно предопределены. Но конкретное название бюджета той или иной страны, наличие тех или иных видов бюджетов внутри бюджетной системы, особенности взаимодействия между ними будут определяться государственным устройством, особенностями территориальной структуры, спецификой национального законодательства и многими другими факторами.

В финансовой системе стран с унитарным государственным устройством будут присутствовать центральный и местные бюджеты, в государствах с федеративным устройством (в том числе в Российской Федерации) это федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

В России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню государственной власти и местного самоуправления:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового
внутреннего продукта в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

В настоящее время в России в составе федерального бюджета функционируют два фон- да — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (до 01.01.2008 существовал Стабилизационный фонд РФ); указанные фонды не выделяются в качестве самостоятельных звеньев финансовой системы, так как согласно БК РФ эти фонды являются средствами федерального бюджета.

Как уже отмечалось, в соответствии с Конституцией РФ наша страна является федеративным государством, поэтому в финансовой системе бюджеты органов государственной власти представлены помимо федерального бюджета еще и бюджетами субъектов РФ (региональными бюджетами). Из этих бюджетов финансируются расходы, соответствующие полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Например, государственная поддержка приоритетных для регионов отраслей экономики (сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность и т.п.); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; финансирование основных социальных расходов и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Kонституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; однако они имеют право на форми- рование местных бюджетов, средства которых направляются на осуществление расходов по решению вопросов местного значения, например финансирование некоторых видов социальных расходов, благоустройство и озеленение территории муниципального образования и т.п.

Внебюджетные фонды

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и РСФСР как союзная республика, не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР.

Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. В 1990-х годах в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы.

Таким образом были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (по- следний был упразднен в 2001 г.).

Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления: появились дорожные, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т.д. Введенный в действие БК РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования.

Так, в соответствии с действующим законодательством в настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения — Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России) и фонды обязательного медицинского страхования, которые представлены Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения (ФФОМС и ТФОМС).

Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации — самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место данного фонда в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России более 30 млн пенсионеров), и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов, этот фонд предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождении и воспитании детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.д.

Развитие финансовой системы

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы той или иной страны не является неизменной. Кардинально финансовая система претерпевает изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то что финансовая система — это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее на состав ее сфер влияет степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов.

Так, в состав финансовой системы СССР в качестве одной из сфер включалось страхование. Это объяснялось тем, что в тот период страхование рассматривалось в составе государственных финансов как экономическая категория. С развитием рыночных отношений в стране развивались и страховые отношения, усилилась потребность в страховании как методе страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела в стране. Поэтому страхование в настоящее время рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории, несмотря на тесную связь финансовых и страховых отношений, и в настоящее время страхование не включается в состав финансовой системы Российской Федерации.

Кроме того, в условиях изменения национального законодательства могут происходить укрупнения действующих звеньев, появляться дополнительные звенья или элементы финансовой системы. Так, в свое время в финансовой системе России появились финансы индивидуальных предпринимателей, внебюджетные фонды. Внутри звена финансов некоммерческих организаций появились финансы государственных корпораций, а с 2011 г. — финансы казенных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)