Характеристика этапов развития воспитательной системы
Процесс развития воспитательной системы предполагает несколько этапов.
Стратегическая цель системы конкретизируется в практических задачах, которые необходимо решить для ее достижения.
Высшая цель системы – личность воспитанника, она же является субъектом своего развития и объектом педагогического взаимодействия. В конечном итоге выпускаемая из стен школы личность несет на себе отпечаток деятельности воспитательной системы. Соответствие результатов цели есть основной показатель эффективности ВСШ. Поэтому личность является субъектом, объектом, целью, результатом и показателем эффективности воспитательной системы школы.
Критерием оценки этого этапа является факт участия: сколько детей и педагогов приняли участие в том или ином деле, каково их восприятие. Возникает противоречие между ВСШ и улицей (возрастание интереса обучающихся к внутренней жизни школы приводит к ослаблению и разрушению уличных компаний и отношений).
Второй этап в развитии воспитательной системы образовательной организации связан с отработкой содержания деятельности и структуры. В этот период в различных блоках ВС происходят следующие процессы.
В области системообразующей деятельности:
- окончательно утверждаются все ее виды;
- идет обработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных взаимодействий (рождаются новые формы и совершенствуются старые);
- отлаживаются процессы регуляции, поскольку повышенное внимание к доминантным видам деятельности может привести к ослаблению интереса к повседневным, будничным, но необходимым делам.
В развитии единого воспитательного коллектива:
- бурно развивается детский коллектив, в его рамках возникают различные, как одновозрастные, так и межвозрастные временные коллективы;
- в результате инноваций рождаются новые традиции;
- сетка коллективов и отношений, охватывающих школьников, становится все многообразнее, что соответственно расширяет возможности самоутверждения через выбор адекватных личностным притязаниям ролей;
- коллективообразующие процессы охватывают и педагогов, осознающих взаимозависимость и взаимоответственность в достижении результата.
Во взаимодействии с внешней средой:
- обостряется борьба за влияние на личность ученика, что приводит к напряженным отношениям с молодежным окружением;
- школа включает в жизнь воспитанников заботы и проблемы ближайшего социума;
- появляется необходимость в школьной социологической службе.
К управлению на организационно-педагогическом уровне активно подключаются старшеклассники. Главным критерием оценки воспитательной системы на этом этапе выступают отношения: как относятся воспитанники и педагоги к происходящему, почему принимают участие в той или иной деятельности, каково самочувствие ученика в школе в целом.
На данном этапе воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он выступает сообществом, содружеством детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Все более интенсивным становится процесс педагогизации ученической среды. В школе как особый вид деятельности развивается общественно-педагогическая деятельность, среди выпускников усиливается ориентация на педагогические профессии, что является реализацией функции самовоспроизводства системы.
На третьем этапе в управление системой включается все большее количество людей. Административные формы руководства уступают свои позиции процессам самоуправления и саморегуляции. Однако такое состояние не является стабильным, поскольку всякая система имеет свойства старения. Объективно положительные проявления системы нередко ведут к выработке стереотипов, чувства непогрешимости, омертвлению оправдавшего себя однажды опыта, а это ведет к застою и разложению воспитательной системы.
Четвертый этап – обновление и перестройка системы. Процесс обновления может проходить двумя классическими путями: революционным и эволюционным. Первый обычно вызывается чрезвычайными, кризисными обстоятельствами в жизни учреждения или общества. Образец такого пути показал А. С. Макаренко своим переездом колонии в Куряж. При правильно организованном управлении механизмы обновления заложены в самой системе. Оно осуществляется за счет инноваций, которые, как правило, ведут к усложнению целей, задач, к обновлению структуры и содержания деятельности. Эти изменения и поднимают систему на новую ступень. Инновация – это не просто обновление системы введением в нее новых элементов, ситуаций и изменением устойчивых связей, а изменение осознанное, освоенное, целенаправленное.
Таким образом, закономерностью развития воспитательной системы является смена или видоизменение системообразующего фактора. Динамизм воспитательной системы обеспечивается оптимальным соотношением традиций и инноваций и тем, что процесс упорядочения никогда не достигает своего завершения. Для нормального развития воспитанников и самой ВСШ необходимо наличие определенных зон неупорядоченности (во времени, в пространстве, в людях), ситуаций, оставляющих свободу выбора, которые не вписываются в воспитательную систему, не вполне попадают под принятые в ней нормы.
- Правила и принципы конструктивного взаимодействия педагогов с семьями учащихся
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей
- Этика отношений в работе с родителями
- Основные направления сотрудничества школы и семьи
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
- Назначение и задачи классного руководителя
- Основные направления анализа воспитательного процесса
- Самоанализ воспитательной работы в школе
- Духовно-нравственное воспитание
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу