Философия: мир предельных значений

Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщенности, абстрактности используемых в ее  рамках  понятий  и  категорий.  Ее можно определить как производную умозрительных нормативных представлений, которые не могут быть достоверным образом подтверждены или опровергнуты ни эмпирическим, ни логическим способом.

Соответственно философию как общее учение о бытии и познании, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества, культуры не следует, как это нередко делается, называть наукой. В  этой познавательной области представлены гипотезы  о мире, абстрактные, априорнонормативные, условные построения, которые не предполагают необходимости использования экспериментальной логики, являющейся ядром научного познания.

Соответственно законы здесь ближе к  правовым  установлениям,  нежели к научным обобщениям. Философия — совершенно самостоятельная область познания, не сводимая ни к каким другим его  формам.

Это область рациональнологически выстроенного мировоззрения, и философская картина мира может рассматриваться как  своеобразная карта, обеспечивающая людям ориентацию в социокультурном пространстве в ситуациях выбора  оснований  для  построения собственного мировидения.

Функциональная доминанта философии обусловливает ее значимость в институционализованном социокультурном пространстве. Этот тип познания предназначен для построения целостной картины мира.

Такая система представлений необходима людям, чтобы определить границы своих возможностей в отношениях с окружением, с одной стороны, и быть готовыми к неожиданностям и случайностям, с которыми им приходится сталкиваться и истоки которых находятся за пределами установившихся жизненных порядков — с другой.

По отношению к другим типам познания, например религиозному, гуманитарному, научному, философия выполняет чрезвычайно важные функции. Она обеспечивает тот первоначальный уровень исходных оснований построения суждений, которые определяют предметную область познания, ее границы и внутреннее строение, но оказываются недоказуемыми и не- опровергаемыми.

Они принимаются a priori и представляют собой не достоверные утверждения, но первоначальные допущения или гипотезы о мире. В этом и в нормативности построений философия сходна с религией. Но в построении суждений между ними можно провести существенное различие.

Религиозные суждения полностью основываются на вере, и этот тип рациональности не предполагает  необходимости логического  доказательства  их правомерности и истинности. Философское познание предполагает по возможности полную экспликацию исходных оснований и логики построения суждений, которые и обеспечивают критерии их достоверности.

В качестве «входов» в систему философских трансформаций представлений людей об их связях с окружением можно  принять исходные  неопределенность  их структуры и случайность, непредсказуемость внешних событий.

«Выходы» таких трансформаций представлены в виде нормативных утверждений о бытии, о началах, формах и строении мира. На базе этих априорных суждений выстраиваются общие законы, «управляющие» описаниями процессов, происходящих в природе, обществе, культуре, поведения и отношений людей.

Как уже отмечалось, такие законы ближе к религиозным или правовым построениям, устанавливающим границы допустимого в отношениях людей с окружением, нежели к научно обоснованным закономерностям, указывающим на выделенность определенной относительно устойчивой целостности на фоне менее организованного окружения и на регулярность чередования событий в пределах такой целостности.

В совокупности философские построения составляют  мир предельных представлений, т. е.  таких,  за  границами  которых  начинается небытие и  непознаваемое.  Именно  поэтому  можно говорить о философской картине (скорее, карте) Мира, на которой обозначены фундахментальные формы  бытия,  строения  миропорядка, существования человека в его пределах; базовые состояния природы, общества и культуры.

Причем, каждое их этих представлений содержит нормативные предельные значения соответствующих Э.Л. Орлова категорий, составляющих единицы символической репрезентации результатов этого типа познания.

Следует также специально подчеркнуть, что в  любой  период времени, в любой культуре существуют не одна, но всегда несколько философских систем, представляющих различные картины мира.

Если к этому добавить философское  наследие  прошлого,  можно  утверждать, что у людей всегда есть выбор предельных значений для осмысления своих критических состояний и проблемных ситуаций, возникающих в отношениях с окружением.

Трансформация разрозненных и разнородных представлений людей об окружении и  о самих  себе в философские  обобщения  осуществляется в соответствии с определенными программами. Их направленность и содержание детерминированы, во-первых, предельностью значений философских, категорий; во-вторых, антропной базой  установления связей человека с миром.

Они могут быть выделены в соответствии с общепринятыми разделами философского познания. Так, на уровне онтологии определяются границы, отделяющие бытие от небытия, существование от неопределенности, искусственный мир от природного, человека от его окружения; формы их представленности, отношения между ними.

В рамках гносеологии проводятся разграничения между познанным и непознанным, тем, что считается познаваемым и рассматривается как принципиально непознаваемое, между истинным и ложным. Здесь определяются формы познания и их соотношение с точки зрения приближения к истине.

В каждый исторический период на этом уровне также решается вопрос о природе и статусе истины. Эстетика это область философии, где проводится водораздел между  хаосом  и порядком, образом, формой и неопределенностью.

В ее рамках задаются принципы и методы формообразования, к которым обращаются при необходимости преодолеть неопределенность в отношениях  с окружением. Здесь также устанавливаются критерии различения между эстетически приемлемым и неприемлемым.

Этика как  раздел философского познания связана с определением границ между представлениями о добре и зле, о требуемых и недопустимых формах поведения людей и отношений между ними. В этих рамках осуществляются выявление и квалификация локальных моральных (нравственных) норм с точки зрения их вклада в социальный порядок, а также их обобщение и выделение универсалий, позволяющих ставить вопрос об этическом миропорядке в глобальном масштабе.

Наконец, обращаясь к логике, следует отметить ее значимость в качестве методологии построения истинных философских суждений.

Вне зависимости от того, с какого типа логиками — традиционными или нетрадиционными — люди имеют дело, речь идет  о  правилах обоснования и построения суждений, доказательства  или  опровержения их достоверности, установления истинности или ложности высказывания.

В этих рамках осуществляется еще одна важная для философии процедура — проведение границы между рациональными, иррациональными и внерацио- нальными формами связей человека с окружением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)