Энергия
Отношения, возникающие по поводу добычи и использования энергетических ресурсов, являются одной из первых сфер общественной жизни, которая была отнесена к компетенции ЕС при создании в 1950-е гг. Европейских сообществ.
В отношении остальных источников энергии (электричество, нефть, газ и др.) вплоть до 1 декабря 2009 г. (дата вступления в силу Лиссабонского договора) ЕС издавал законодательство только путем использования полномочий в области регулирования внутреннего рынка, а также трансъевропейских сетей (например, Директива 2009/73/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. об общих правилах для внутреннего рынка природного газа, Регламент (ЕС) № 715/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. об условиях доступа к сетям транспортировки природного газа).
После вступления в силу Лиссабонского договора политика Союза в энергетической сфере (неофициальное название: энергетическая политика ЕС) впервые признана самостоятельным направлением внутренней политики и деятельности Союза и отнесена к категории его совместной компетенции (ст. 4 ДФЕС).
В соответствии с разделом “Энергия”, включенным в структуру ДФЕС Лиссабонским договором, политика Союза в энергетической сфере ставит целями (§ 1 ст. 194 ДФЕС):
- обеспечивать функционирование энергетического рынка;
- обеспечивать надежность энергоснабжения в Союзе;
- содействовать энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии;
- содействовать межсоединению энергетических сетей.
Европейский парламент и Совет посредством законодательных актов уполномочены вводить любые меры, направленные на достижение указанных целей, в том числе меры по гармонизации энергетического законодательства государств-членов. Меры Союза, однако, не должны затрагивать “право каждого государства-члена определять условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, его выбор между разными источниками энергии и общую структуру его энергоснабжения” (§ 2–3 ст. 194 ДФЕС).
Эта политика относится только к мирному использованию ядерной энергии и характеризуется большей степенью централизации полномочий на европейском уровне. В частности, в соответствии со специальной главой Договора о Евратоме (гл. 8 “Режим собственности” раздела II “Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии”) “специальные расщепляющиеся материалы являются собственностью Сообщества”, т.е. Евратома. Право собственности Евратома распространяется “на все специальные расщепляющиеся материалы, произведенные или импортированные государствами-членами, лицами или предприятиями и подлежащими контролю безопасности” со стороны Евратома (ст. 86 Договора о Евратоме).
В связи с большой потенциальной угрозой для природы и людей, которые может порождать радиация, важное место в энергетической политике Евратома занимает контроль безопасности (гл. 7 “Контроль безопасности” раздела II Договора о Евратоме).
Под действие этого контроля, осуществляемого Европейской комиссией, подпадают любые лица или предприятия, которые осуществляют деятельность, связанную с получением, хранением и использованием сырья и специальных расщепляющихся материалов, в частности, атомные электростанции. Исключением служат военные объекты и материалы двух государств – членов ЕС, обладающих ядерным оружием: Великобритании и Франции (Регламент (Евратом) № 302/2005 Комиссии от 5 февраля 2005 г. об осуществлении контроля безопасности Евратома).
В целях проведения контроля безопасности Комиссия располагает штатом инспекторов, которых она может направлять на территорию всех государств-членов (ст. 81 Договора о Евратоме). В случае нарушения лицами или предприятиями обязанностей по обеспечению безопасности соответствующих объектов Комиссия может налагать на них санкции, включая передачу предприятия под внешнее управление сроком до четырех месяцев и изъятие из его распоряжения сырья и специальных расщепляющихся материалов (ст. 83 Договора о Евратоме).
Туризм (раздел XXII “Туризм” части третьей ДФЕС). Туризм – новое направление секторной политики и деятельности ЕС, включенное в его компетенцию Лиссабонским договором. В системе категорий компетенции Союза туризм отнесен к вспомогательной компетенции (ст. 6 ДФЕС).
С соответствии со ст. 195 ДФЕС “Союз дополняет деятельность государств-членов в туристическом секторе, в частности, способствуя конкурентоспособности предприятий Союза в данном секторе”.
Для достижения этой цели основными направлениями мероприятий Союза в отношении туризма являются:
- содействие формированию благоприятной среды для развития предприятий в туристическом секторе;
- создание благоприятных условий для сотрудничества государств-членов, в частности, путем обмена успешной практикой.
Посредством законодательных актов Европейский парламент и Совет устанавливают “специальные меры, призванные дополнять собой деятельность, проводимую в государствах-членах”. Эти меры не могут быть направлены на гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов (§ 2 ст. 195 ДФЕС).
Примером может служить Директива 90/314/ЕЭС Совета от 13 июня 1990 г. о турах на организацию путешествий, отпусков и круговых поездок.
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу