Право в Китае и Индии

Традиционное право, формировавшееся в условиях замедленного протекания социально-экономических процессов и под сильным влиянием религиозных, религиозно-философских, социально-этических ценностей, включало в себя элементы общественной идеологии и в то же время растворялось в предписаниях нравственно-религиозного и этического характера. Например, конфуцианство в Китае, не будучи религией в полном смысле слова, «стало большим, нежели просто религия». Конфуцианство – это также и «верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом, основа всего китайского общества».

В Новейшей истории Индии сфера традиционного в праве по сравнению с прошлым значительно сужена. Еще в ранний период английского колониального господства (до середины XIX в.) индусское право подверглось частичной модификации в судебной деятельности. Во второй половине XIX в. оно было резко потеснено изданным на основе английского общего права уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексами; законами о наследовании, о договорах, об исполнении обязательств и др.

Важное значение в правовом развитии Индии имело приобретение страной независимости и принятие Конституции 1950 г. Несколько позже Индия стала называться суверенной, социалистической, светской демократической республикой. Однако принципы индуизма, глубоко проникшие в быт и сознание народа, не позволили полностью отказаться от традиционных начал права. В частности, светский характер республики означает широкую веротерпимость, но не отказ от религии как таковой. Сохранилось варно-кастовое деление. Наблюдается даже активизация роли каст в политической жизни Индии. Конституция запретила лишь дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности. Община в Индии не только пережиток, она обусловлена факторами, порождающими корпоративность, не разлагается, а эволюционирует.

Сохранилась и большая нераздельная семья с совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением произведенных продуктов, совместным владением семейным имуществом. Традиционно-правовая форма семейных, наследственных отношений подверглась значительной перестройке Законом о браке 1955 г. Но и в настоящее время традиционное в праве Индии играет существенную роль в регулировании брачно-семейных отношений.

Традиционному праву в Индии не угрожает немедленное исчезновение. Утверждение главенствующей роли новых актов, снижение архаичности права – относительно длительный, неравномерно протекающий процесс. Нередко внешние признаки традиционного права, исчезая с поверхности, уходят вглубь и продолжают оказывать на весь строй жизненных отношений то или иное влияние. Следует учитывать и другое: анализ только текста закона без учета практики его применения способен породить ложные представления. Многим государствам хорошо известен разрыв между прогрессивными нормами новых законов и сферой реальных правоотношений, продолжающих оставаться под воздействием обычаев и традиций.

Более того, ослабление позиций традиционного права осложняется действием противоположной тенденции. Борьба афро-азиатских народов за национальную независимость сопровождается реабилитацией национальных ценностей, ранее подавляемых колонизаторами. Здесь идеи национально-освободительной борьбы, идеи широких социально-экономических преобразований, дабы они лучше усваивались народными массами, видимо, только и могли быть выражены в идеологических формах религий и древних обычаев. Усилению их влияния способствует и недовольство масс внедрением западного образа жизни, обострением социальных контрастов, распространением коррупции и т. п. Большая устойчивость традиционного культурного комплекса определяется не столько силой инерции, сколько тем, что он стал элементом идеологии антиколониализма. При этом преобразования традиционного права замедлялись.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)