Виды ответственности органов местного самоуправления

Как уже отмечалось ранее, местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно, свободно. Аристотель утверждал, что свобода – одно из условий ответственности, а ответственность – одно из проявлений свободы.
Ответственность – важнейший элемент правового статуса должностных лиц и органов власти.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию своих полномочий вытекает из положений Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., закрепившей в ст.3 норму о непосредственной ответственности субъектов муниципальной власти за решение в интересах местного населения переданных в их ведение публичных дел.
Следует отметить, что в соответствии с действующим российским законодательством местные органы и должностные лица, а также иные субъекты местного самоуправления, подпадают под различные виды юридической ответственности, которая представляет собой наступление неблагоприятных последствий, применяемых к субъектам правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом, исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные последствия, наступающие в случае, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий (т.е. совершение муниципального правонарушения), которые должны претерпевать органы и должностные лица местного самоуправления.
В современной системе местного самоуправления используются разнообразные виды юридической ответственности, урегулированные нормами различных отраслей права: конституционно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, муниципально-правовая. Однако, применительно к проблематике муниципального права интерес представляет муниципально-правовой вид юридической ответственности. Отталкиваясь от общих подходов к природе юридической ответственности непосредственно муниципально-правовую ответственность следует рассматривать в двух смыслах:

  • в позитивном смысле муниципально-правовая ответственность представляет собой ответственное отношение субъектов местного самоуправления к своим муниципальным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.
    Реализуется данный вид ответственности путем регулярных отчетов перед местным населением, вышестоящими органами, соответствующими руководителями;
  • в негативном смысле муниципально-правовую ответственность субъектов местного самоуправления можно определить, как ответственность за их деятельность в сфере осуществления местного самоуправления, которая отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией муниципально-правовой нормы или совокупностью муниципально-правовых норм.

В негативном смысле муниципально-правовая ответственность наступает в результате правоприменительной деятельности различных государственных и муниципальных органов, а также деятельности населения муниципального образования.
Принципы муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

  1. Принцип законности.
    Заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при определении ответственности. Она назначается лишь за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами, и только в пределах санкции соответствующей нормы. Привлечение к ответственности может считаться законным лишь в случае соблюдения установленной нормами права процедурой.
  2. Принцип ответственности только за виновные деяния.
  3. Принцип справедливости.
    Означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз, при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения.
  4. Принцип индивидуализации.
    Обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, и др.;
  5. Принцип неотвратимости ответственности.
    Предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение.
  6. Принцип оперативности наступления ответственности.
    Означает, что, если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:

  • населением муниципального образования;
  • государством;
  • физическими и юридическими лицами.

Субъекты муниципально-правовой ответственности:

  • органы местного самоуправления;
  • депутаты;
  • члены выборных органов местного самоуправления;
  • выборные должностные лица местного самоуправления;
  • иные лица, замещающие муниципальную должность.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)