Мусульманское право и право мусульманских государств

Шариат и в наше время, пожалуй, наиболее яркий пример слияния права с религией (исламом). В нем ярко проявлялись и другие характерные черты традиционного права: архаичность, сохранение многих пережитков родового строя, в целом внешне очевидное преобладание веры и традиций над рациональным; противоречивость, казуальность норм, отказ от широких обобщений и определений, сложность и расплывчатость его установлений, а также оригинальность структуры и многих норм, закрепленных в шариате с того времени, когда происходило становление ислама.

Наконец, мусульманское право – закрытая система: религией в принципе не признавалась возможность существования для верующих какого-либо другого права, были недопустимы заимствования из иных правовых систем. Многие из перечисленных здесь характерных черт мусульманского права напоминают о квиритском праве в Риме. В частности, парадоксальность соединения в римском квиритском праве застойности и ригоризма с гибкостью, пластичностью и высокой способностью к изменениям наблюдается и в мусульманском праве. Мусульманское право неизменно, но оно и гибко.

В XX в. религиозные нормы и принципы шариата продолжают сохранять значительные позиции в регулировании общественных отношений у народов, исповедующих ислам. Эти позиции не ограничиваются сферой статуса личности. В конституционных законах, например, Алжира, Сирии, Ирака закрепляется особое положение ислама и мусульманского права. Последнее действует субсидиарно, распространяясь на отношения, не урегулированные законодательством. В некоторых странах сохраняются суды, применяющие нормы шариата. Но, может быть, более весомым является тот факт, что новое в праве соединяется с элементами старого, традиционного. Вот почему даже сходные с западноевропейскими тексты гражданских кодексов применяются арабскими юристами в соответствии с принципами традиционного мусульманского права. Более того, в связи с так называемым ренессансом ислама наблюдаются даже случаи восстановления изживших себя правовых институтов, например калечащих наказаний.

С развитием торгового оборота и усложнением общественных отношений мусульманское право подвергается преобразованиям, приспосабливается к меняющимся условиям. Отход от священных норм Корана и Сунны осуществлялся (как и в Древнем Риме) посредством их толкования с использованием юридических фикций. Здесь роль моджахедов во многом сходна с деятельностью видных римских юристов. Важное значение в преобразовании мусульманского права приобретает регламентирующая деятельность правителя. Формально (как и претор в Риме) он не имел власти изменять либо отменять пережиточные нормы, но его административная регламентация устанавливала настоящие правовые нормы, что не считалось противоречащим шариату. Следует заметить, что сходным образом осуществлялось и становление развитого римского права.

В мусульманских странах этот процесс, однако, растянут во времени, он имел место не только в средневековой, но и в Новой, Новейшей истории. Специфика проявлялась и в особом значении мусульманской правовой доктрины (фикха) для толкования и применения права.

В праве мусульманских государств не представляется возможным выделить этапы развития, аналогичные римским. Тем не менее развитие мусульманского права имеет некоторые общие черты с движением римского права: возникающий дуализм мусульманского права и права мусульманских государств (как и дуализм квиритского и преторского права в Риме) преодолевается медленно и постепенно; новое право длительно сохраняет «окрашенность» некоторыми общими принципами традиционного мусульманского права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)