Физическое воспитание

Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5-месячного возраста до 1–1,5 года жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Для детей второго года жизни физическое воспитание организуют в виде занятий физическими упражнениями, подвижных игр, с 2–3 лет начинают проводить утреннюю гимнастику. Для физического воспитания детей старше 4 лет широко применяют упражнения спортивного характера. Занятия спортом можно начинать не ранее 7–8 лет (в зависимости от вида).

Массаж детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания. Под его влиянием расширяются капилляры кожи, улучшаются циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшаются эластичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияние на ЦНС.

Процедуру выполняют ежедневно через 40–45 мин после приема пищи в течение 6–12 мин одновременно с гимнастикой. Нельзя выполнять массаж сразу после еды, а также перед сном. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами. Комнату предварительно проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже +20 °С. Стол необходимо покрыть одеялом, клеенкой и простыней. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин и огрубления, с коротко остриженными ногтями, без колец и часов. Присыпки и вазелин при общем массаже у детей не используют. Ребенка для расслабления мышц тела укладывают в положение лежа. Массажист располагается напротив. Во время занятий следует разговаривать с ребенком, поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство и плач – сигнал для прекращения массажа.

Существуют следующие приемы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. Основным приемом массажа является поглаживание: им начинают и заканчивают процедуру. Детям старше 3 месяцев рекомендуют выполнять растирание, разминание и легкое поколачивание.

Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка.

Гимнастические упражнения у детей раннего возраста по характеру движений и участию в них ребенка подразделяются на рефлекторные, пассивные и активные; по участию определенных мышечных групп различают упражнения для рук и плечевого пояса, ног и стоп, спины, позвоночника и брюшного пресса. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесие, увеличение глубины дыхания.

В первые 3 месяца жизни, когда тонус сгибателей выше, чем разгибателей, проводятся упражнения, построенные на рефлекторных движениях. Рефлекторные упражнения вызывают разгибание мышц, укрепляют мышцы шеи, спины и стопы. К ним относятся подошвенный и шейные рефлексы, рефлекторное ползание, «потанцовывание», разгибание позвоночника и др.

С 3 месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей и появляются некоторые двигательные навыки, рекомендуют проводить упражнения, основанные на пассивных движениях. Укрепление мышц брюшного пресса, спины и конечностей подготавливает ребенка к умению сидеть и ползать. К пассивным упражнениям относятся сгибание и разгибание ног и рук, разведение и скрещивание рук на груди, разведение и вращение ног в тазобедренных суставах, поднимание прямых ног, поворот со спины на живот и др.

С 4 месяцев ребенок самостоятельно по просьбе взрослого выполняет активные движения, которые постепенно заменяют пассивные упражнения и подготавливают к ползанию, сидению, стоянию и ходьбе. Однако на 1–2-м году жизни отдельные упражнения ребенок может выполнить только с помощью взрослого. Они являются пассивно-активными (например, стояние при поддержке). К активным движениям относятся перевороты, приседания, наклоны к предмету и др.

С учетом возраста у детей до 3 лет разработано 8 гимнастических комплексов, 9-й используется для ослабленных детей (прил. 7).

Занятия проводят при отсутствии отвлекающих моментов. Гимнастика может оказать свое тренирующее действие только при систематическом проведении. При невозможности провести комплекс полностью его заменяют упражнениями, дающими среднюю и сильную физическую нагрузку: ползание, повороты (рефлекторные, с помощью взрослого, активные).

Некоторые элементы гимнастического комплекса следует проводить во время переодевания и перед кормлением («комплекс оживления»), при склонности к запорам и метеоризму – «рефлекторное ползание».

Предлагаемые упражнения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим) и не быть насильственными. Выполнять комплексы, разработанные для более старших возрастных групп, недопустимо. Необходимо строго учитывать анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, так как чрезмерная и ранняя нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию, нарушению осанки и деформации костей; пассивно-вынужденные движения способствуют растягиванию суставной сумки и связок. Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных движений, их ритмом, продолжительностью занятий. Упражнения проводят от более легких по нагрузке к более трудным. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5–6 раз. Желательно периодически менять комплексы с целью повышения интереса и уменьшения усталости. Нельзя принуждать ребенка выполнять гимнастику. Занятия должны сопровождаться словами, речевыми указаниями и вызывать положительный эмоциональный тонус. С 7–8 месяцев стараются побудить ребенка к выполнению упражнений по слову.

При систематическом проведении занятий сестра должна своевременно выявлять проявляющиеся нарушения.

Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Дети раннего возраста наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце и воду. Оптимальный эффект наблюдается при комбинированном воздействии.

Закаливание необходимо начинать как можно раньше, лучше с первого дня жизни, проводить ежедневно и непрерывно во все времена года, постепенно увеличивая силу раздражающего воздействия и длительность процедуры. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение. Закаливание полезно только при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка (возраста, состояния здоровья и типа высшей нервной деятельности). Медицинских противопоказаний к закаливанию не должно быть. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями. При перерыве в закаливании более 2 недель все процедуры следует начинать сначала. Оптимальный эффект закаливания достигается только на положительной эмоциональной основе, при спокойном, радостном настроении ребенка.

Перед началом закаливания следует распределить детей на группы в зависимости от состояния здоровья: I группа закаливания – здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые. Режим закаливания включает все виды закаливания и физического воспитания; ІІ группа – здоровые дети, впервые приступающие к закаливанию, и дети с функциональными отклонениями в состоянии здоровья. В этой группе применяются только щадящие процедуры: температура воды и воздуха на 2 °С выше, чем для I группы закаливания, снижение температуры проводят более медленно (на 1 °С каждые 3–4 дня при местных и каждые 5–6 дней при общих воздействиях); ограничивается физическая нагрузка; III группа – дети с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (с хроническими заболеваниями или после перенесенных длительных заболеваний). Таким детям назначают специальные процедуры. Применяются только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. Они проводятся осторожно, конечная температура воздуха и воды на 4–6 °С выше, чем для детей I группы. Время действия закаливающего фактора уменьшается, температура его снижается более медленно.

Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4–6 раз в день по 10–15 мин, регулярно проводить влажную уборку. Для создания теплового комфорта ребенку необходимо правильно выбрать детскую одежду: она должна смягчать метеорологическое влияние, хорошо впитывать и испарять влагу, быть воздухопроницаемой и не стеснять движений. Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при температуре воздуха +23 °С, с 3 месяцев до года – +22 °С, с 1 года до 3 лет – +20 … +22 °С с предварительным проветриванием помещения. Каждые 3–4 дня температура воздуха снижается на 1 °С и доводится до +17…+18 °С в зависимости от физического состояния и самочувствия ребенка. Облегчение одежды при проведении воздушных ванн осуществляется постепенно. Продолжительность процедуры – 5–6 мин в первом полугодии жизни и 12 мин – во втором.

Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осенне-зимнее время с 2–3-недельного возраста при температуре не ниже –5 °С, после 3 месяцев жизни – не ниже –10 °С (в условиях Беларуси). Длительность прогулок зимой вначале составляет 15–20 мин, затем не менее 1–1,5 ч 2–3 раза в день (в дошкольном и школьном возрасте 5–6 ч). В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день. Благоприятно воздействует на ребенка, особенно раннего возраста, сон на свежем воздухе.

Закаливание водой начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными (умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими (полное обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме).

Различают три фазы действия холодной воды на организм: І фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет, становится холодной на ощупь; II фаза – расширение кожных сосудов, прилив крови от внутренних органов с периферии, появление ощущения тепла; III фаза – паретическое состояние капилляров, застой крови, появление бледности (наблюдается при длительном воздействии холода). Оздоравливающее действие водных процедур обусловлено I и II фазами.

Постепенное увеличение силы действия воды достигается равномерным снижением ее температуры, увеличением площади смачиваемых кожных покровов, заменой местных водных процедур общими, назначаемыми в порядке возрастающей интенсивности: влажное обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме. Любая водная процедура заканчивается вытиранием кожи насухо с легким массажем или растиранием полотенцем до покраснения. Все водные процедуры, учитывая их тонизирующее действие, рекомендуется проводить после сна и до еды.

Для умывания вначале используют теплую воду, затем ее температуру постепенно понижают (на 1 °С каждые 2–3 дня) до +15…+16 °С. Важно умывать не только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, подмышечные впадины.

Обтирание (местное и общее) начинают с 6-месячного возраста. Стартовая температура +33…+32 °С. Постепенно ее снижают детям 1-го года жизни до +28 °С, детям раннего возраста – до +25 °С, детям дошкольного и школьного возраста – до +20…+18 °С. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки (от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и все тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтираний составляет 6–8 мин.

Обливание ног (ступней и голеней) проводят после 1 года. Начальная температура воды +28 °С, затем ее снижают на 1 °С каждые 2–3 дня и доводят до комнатной. Продолжительность процедуры – 20–30 с. С 1,5 года рекомендуют контрастное закаливание с попеременным обливанием ступней и нижних 2/3 голеней водой разной температуры, добиваясь «игры сосудов». Обливание начинают теплой водой, в І группе закаливания его заканчивают прохладной водой (+38 °С, +18°С), во ІІ группе – теплой (+38 °С, +18 °С, +38 °С). Время воздействия прохладной воды – 3–4 мин, теплой– 6–8 мин.

Общее обливание и душ оказывают более сильное воздействие. Обливание проводят с 1,5–2 лет, душ – с 2–2,5. Температура воды рекомендуется на 1 °С выше, чем при обтирании. Струя не должна попадать на голову ребенка. Длительность процедуры – 20–40 с.

Купание в открытых водоемах рекомендуют начинать с 3–4 лет после предварительной подготовки ребенка в присутствии взрослых. Температура воды должна быть не ниже +20 °С, воздуха – +24…+26 °С. Длительность купания составляет от 1–2 мин с постепенным увеличением до 5 мин. В воде дети должны двигаться и плавать.

Мощным закаливающим средством является ванна. «Водный» рефлекс сохраняется в течение первых 3–4 месяцев жизни. Целесообразно учить плавать детей в домашних условиях, начиная с возраста 14–15 дней.

Закаливание солнечными лучами детям 1-го года жизни не рекомендуется. В более старшем возрасте его проводят очень осторожно после нескольких подготовительных воздушных ванн продолжительностью 10–20 мин, в дальнейшем каждой солнечной ванне предшествует воздушная. Лучше всего проводить солнечные ванны в 9–11 ч утра, через 1–1,5 ч после легкого завтрака. На открытых участках, облучаемых солнцем, могут находиться дети старше 2 лет и не более 10 мин. Солнечные ванны начинают с 1 мин в положении ребенка на спине и животе. Через 2–3 дня их продолжительность увеличивают на 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне. После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с температурой воды
вначале +36 °С с постепенным ее снижением до +28 °С.

Одежда должна предохранять детей от перегревания: белая панама, светлая рубашка и штанишки. Летом на прогулке надо чаще поить детей и следить за их общим состоянием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)